Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2014-03-03 18:24:34
Денис Ветлужский

Путешествие в Кировскую глубинку

Кировская область с точки зрения этнографии и погружения в русскую глубинку является одной из самых интересных в радиусе 1000 км от Москвы. Неизведанная, но такая «живая».

Так же, как и в Архангельской, Вологодской, Ярославской областях, а также в Карелии, здесь можно найти множество атрибутов провинциальной России: храмы, остатки заводов, усадеб.

У истории этой области свой колорит — здесь чувствуется присутствие марийского и других этносов, исконно заселявших данную местность, по-своему шло ее освоение русскими.

И сейчас это одна из самых не тронутых современной цивилизацией областей России к западу от Урала. Всем интересующимся историей, этнографией (а также топонимикой, архитектурой и т. д. и т. п.) непременно стоит здесь попутешествовать.

Село Шурма, Уржумский район Кировской области

Юго-восток области, где находится село, исконно был заселен марийскими племенами. Потомки этой финно-угорской народности — мужчины и женщины с тонкими красивыми чертами лица, соседствуют здесь с этническими татарами и белокурыми потомками вятских племен. Уже с Петровских времен эти места наравне с Уралом становятся колыбелью российской тяжелой промышленности.

Село Шурма — одно из крупнейших в Уржумском районе, стоит на берегу Вятки и реки Уржумки. Основано в 1732 году, когда купцы из нынешнего Кирова основали здесь первый медеплавильный завод. Впоследствии его перекупили известные тульские купцы Мосоловы, владевшие, в том числе, и знаменитым Златоустовским заводом.

В настоящий момент в селе наряду с множеством старинных деревянных домов, можно найти и несколько каменных, постройки позапрошлого века, остатки парковой ограды усадьбы Мосоловых над Шурминкой, сохранилась также плотина на этой реке.

В архитектурном ансамбле деревни два крупных храма — шатровая церковь Александра Невского и Христорождественская церковь. Последняя выполнена в неовизайнтийском стиле. Таких на всю Кировскую область лишь две — здесь и в Уржуме. Но именно ей повезло меньше всего после революции 1917-го года. В советское время в ней располагался маслосырзавод, а сейчас это огромное здание и вовсе стоит в запустении…

Практически на каждом доме в Шурме можно увидеть удивительной красоты наличники на окнах. Такого их количества не встретишь, пожалуй, даже на Вологодчине и в Ярославской области.

Интересно то, что многие из них — не сохранившиеся с былых времен, а сделанные недавно, но отнюдь не менее красивые.

Так, например, в районном центре — Уржуме — уже 25 лет создает резные произведения искусства мастер Валерий Заболоцкий, причем 18 лет он передает свои знания молодому поколению на специальных курсах.

 Истории шурминских фамилий

 Еще одной интересной особенностью этих мест являются фамилии, которые давались следующим образом: из разных мест владельцы заводов привозили в Шурму крепостных крестьян, называя их по местности, из которой их привезли. Получалось Калужских, Тульских, Ветлужских и даже Елабужских. Все фамилии здесь и по сей день на слуху (особенно, Каширские и Ветлужские). Об истории последней в архивах села даже сохранилась целая история.

Сага о Ветлужатах

«Историки утверждают, что название реки происходит от слияния двух марийских слов «ветели» — чайка и «уга» — река. Ветлуга — река чаек.

После присоединения марийцев к русскому государству (1557-1562 гг) земли Поветлужъя были розданы царским служилым людям. В 1817 году в Нижний Новгород была переведена Макарьевская ярмарка, куда съезжались купцы со всей России. Здесь они вели торг и развлекались карточной игрой.

Шурминский помещик Мосолов играл в карты с барином с Ветлуги. Уговор был на шесть человек мужского пола крепостных мужиков. Хитрый Мосолов выиграл. Барину о Ветлуги, когда он утром проспался, стало жаль отдавать мужиков и он придумал: отдал чуть не грудного возраста мальчишек. Мосолов завернул их в свою шубу и привез в Шурму. Потому долгое время бытовала поговорка, что Мосолов Ветлужат в рукаве привёз. В память о карточной игре дал им барин фамилию Ветлужские. Всех их он держал при своем дворе.

От шести Ветлужат пошли династии по всей Шурме и волости. Чтобы их как-то различать, им давали прозвища. Один из них вместе с родными содержал частную хлебопекарню и в своем крошечном магазине продавал хлеб и хлебобулочные изделия. За это его семье дали прозвище «пекари», точнее, Пекаревы. Другие получили и более интересные прозвища: Опыровы, Солдатик, Плишкин, Кондаки, Пиштай и др.».

г.Уржум Кировской области

Как и Шурма, Уржум раньше являлся марийским племенным городком, название которого содержит марийское слово «жум», что означает «белка». Этот зверек живет сейчас на гербе города.

Ныне Уржум известен, прежде всего, тем, что именно в нем родился С.М.Киров, в честь которого названа современная столица области, а также множество улиц и площадей по всей России. Еще одним известным в области местным эндемиком является продукция уржумского спиртового завода. Водку «Уржумку» хвалят даже в Казани.

Уржум является образчиком уездного городка: среди холмов вятской тайги окопались и стоят могучей кучкой двухэтажные каменные здания, деревянные дома с художественной резьбой на окнах, а венчает картину величественный собор, возведенный в честь Святой Троицы в 1900-м году.

г. Лальск, Лузский район Кировской области

Этот городок (ныне поселок городского типа) мы выбрали как один из самых удаленных от центра старинных городов Вятской земли.

И если Уржум стоит на старом Казанском тракте, на котором то и дело встречаются старинные каменные церкви и остатки заводских построек прошлых веков, то Лальск отделяют от областного центра сотни километров непроходимой тайги.

Он находится на самом севере области, и добраться дотуда сейчас является определенной проблемой.

Прямой автомобильной дороги не существует, объездные находятся в убогом состоянии. Удивительно, но проще всего добраться до Лальска из Кирова поездом (один состав в сутки), а последние 30 км преодолеть на такси. Но, несмотря на трудности, город стоит того, чтобы побывать в этом «медвежьем углу».

«Северная патриархальность» буквально накрывает, лишь только выходишь из машины: старинные деревянные дома, запах дров, которыми в подобных городах отапливаются практически все здания, и снег. Жизнь в подобных городах подобна тому, как падает в безветрии снег: размеренно ложась на землю, гася звуки, снежинки складываются в затейливый пушистый ковер.

Лальск был основан новгородцами в 1570-м году и долгое время находился на перекрестке торговых путей. Развитие города остановилось после того, как проложенная в XIX веке железная дорога обошла Лальск стороной. Однако этот же факт здесь позволил «законсервировать» время, так что кажется, будто ничего и не изменилось в поселке за последние сто лет.

Лальск состоит практически из одной улицы. В центральной части стоит огромный Воскресенский собор начала XVIII века с колокольней, которую видно еще с холма, когда подъезжаешь к городу. Храм считается одним из лучших образцов устюжского зодчества рубежа XVII-XVIII вв. В настоящее время из всего комплекса частично отреставрирована лишь одна церковь, и то только внутри. Путь к колокольне занесен снегом. Обветшалые стены помнят и начало 20-го века, и последующий красный террор, который они успешно выстояли. Правда, так повезло не всем храмам Лальске — еще один был разрушен, а в другом и поныне находится местный дом культуры.

Заслуживает внимания Лальский краеведческий музей, расположенный в доме купца Прянишникова: показана жизнь семьи в уездном городе, и еще несколько экспозиций. Очень душевная атмосфера. Также дом оборудован уникальной ныне системой канализации, использовавшейся в домах помещиков, где хозяева жили на втором этаже, а прислуга на первом.

В отличие от Уржума, Лальск географически гораздо ближе к Вологодчине. Даже большинство сувениров в музее Лальска из Великого Устюга. Может быть, поэтому в Лальске царит дух Русского севера. Но, поскольку добраться до Лальска в отличие от Устюга гораздо сложнее, дух этот выветрится отсюда еще не скоро.

В завершение прогулки по Лальску стоит зайти в местную столовую в центре поселка. Здесь можно погрузиться в быт советских времен, с которых, кажется, в столовой ничего и не изменилось. А найти полноценный обед на двух человек за 80 рублей в России сейчас и вовсе, вряд ли, где-то удастся.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: