Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2011-12-01 19:36:33

Креативная душа русских часов

 Так получилось, что я не ношу часы. Узнать время сейчас можно тысячами способов, и меня вполне устраивают цифры, скромно пристроившиеся в углу смартфона. Что действительно способно привлечь мое внимание – это особый «характер», свой дух часов. У часов, которые начинают отсчет с нуля, или идут «для полярников» 24 часа, есть и этот характер, и богатое прошлое. Мой собеседник носит сразу несколько часов на руке — как рыцарь гордо показывает гербы своего рода. Зная, что говорю с франкофоном, радостно приветствую его по-французски… и с удивлением слышу в ответ беглую русскую речь. Впрочем, неудивительно, что человек, ожививший «Ракету» — граф Жак фон Полье помнит о своих русских корнях, прекрасно говорит по-русски и знает нашу страну лучше многих ее обитателей.

Жак, наверно, Вы слышали, что в России часто говорят: «Точный, как швейцарские часы». Что бы Вы сказали о русских часах?

У швейцарцев действительно великая часовая традиция, бренды и заводы. Но русская часовая индустрия тоже была огромной: в 70-х годах — вторая после Швейцарии. На сегодняшний день, к сожалению, после «перестройки» немало часовых заводов России закрыли. Сейчас действительно проще заработать деньги на нефти и газе, чем на часовом заводе. Что уникально в нашем случае — мы производим у себя весь часовой механизм (в среднем 150 деталей), с нуля, от начала и до конца. Это и для Швейцарии редкость. Там брендов, которые производят весь механизм сами, всего 5-6. У России есть очень большой технологический опыт, в том числе военный. Наши часы тоже имеют военную «родословную». Отсюда и разница: у швейцарских часов другие, более ювелирные корни. А наши часы благодаря военному происхождению проще, солиднее, практичнее.

Среди Ваших предков есть гугеноты, французские протестанты. Повлияло ли это на Ваш интерес к часам? Ведь считается, что именно швейцарские кальвинисты с их этикой смогли стать лучшими часовщиками.

Я из очень старой гугенотской семьи, но этим дело не ограничивается — есть и немецкая кровь, и русская бабушка. Этот франко-русский коктейль, наверно, наделил меня даром не столько в часовом деле как «точной науке», сколько в творческом, креативном плане. У нас есть 3 швейцарских инженера, раньше работавших с такими часовыми брендами, как Breguet, Rolex. Вот они скорее, как протестанты, отвечают за точность и порядок на заводе, тогда как я занимаюсь креативной частью.

Буквально недавно завод «Ракета» с молебном отпраздновал 290-ю годовщину, а еще раньше завод был торжественно освящен.

Надо понимать, что завод фактически был брошен на 15 лет, никто о нем не заботился. И наши часовщики, можно сказать, находились в коллективной депрессии, не видели будущего. Теперь мы решили устраивать ежегодные праздники, дни рождения завода. Епископ Петербурга освятил завод, и это очень важно, поскольку для многих моих партнеров из русских семей, пострадавших от революции и коммунизма, это был путь примирения с прошлым. Думаю, освящение смогло примирить разные эпохи в истории нашего завода — и царскую, и советскую.

Жак, среди продукции «Ракеты» очень много разных линий, я понимаю, что они все для Вас прекрасны. Но наверняка есть какие-то фавориты, часы, которые Вам больше всего нравятся.

У меня есть фаворит – «Петродворец классик». У него очень простой, чистый дизайн, без каких-либо ненужных добавок. При всей простоте у него есть свой стиль, который невозможно перепутать с другими брендами. Для меня эти часы еще и символ фирмы. Разумеется, мне и все остальные модели нравятся, особенно те, которые ходят 24 часа — созданные для подводников, космонавтов, летчиков. Они выпускались только по госзаказу и не появлялись в продаже до перестройки, поэтому нам очень повезло, что мы можем носить такие необычные часы.

 Креативная душа русских часов

 Насколько я вижу, уже и американские летчики их носят — то есть русские часы действительно вышли за пределы России?

Спрос есть, на Западе многие люди готовы носить русские часы. Но экспорт пока небольшой — самый тяжелый вопрос связан с перевозками, логистикой. Заниматься логистикой в России особенно сложно, русская таможня настолько тормозит весь процесс, что приходится думать о создании центров логистики сразу в Европе. Я еще могу понять, что государство усложняет импорт, чтобы очистить свой рынок, но зачем так усложнять экспорт? Если власть хочет помогать малому бизнесу, нужно упрощать таможенные процедуры, чтобы можно было за полчаса отправить свой товар в любую точку мира. Нам никто не мешает, но и не помогает — даже если таможенник хорошо относится к нашей продукции, ему никуда не деться от бюрократических проволочек (а на каждое подтверждение уходит неделя, если не больше).

Жак, когда-то Вы с другом совершили путешествие на машине по большей части бывшего СССР и потом издали книгу, основанную на путевых заметках. Что побудило Вас предпринять такое путешествие — тогда и русские-то не очень перемещались по своей стране? Желание вернуться к корням, просто любопытство или что-то еще?

Экономический кризис 1998 года. Я учился в России, уже создавал свои небольшие успешные фирмы — и все потерял в августе 1998 года. Мы с другом, оказавшимся в такой же ситуации, подумали, что, возможно, кризис — это не так уж плохо, мы разорились, но получили свободу. Нашли достаточно денег, чтобы купить «Ладу Ниву» — она была дешевле западных и притом надежной. И отправились путешествовать. Мы оплачивали свои путешествия на небольшие гонорары за статьи, которые писали для Paris Match. Потом на их основе была создана книга, ставшая одним из бестселлеров во Франции.

 Креативная душа русских часов

 Сама идея риска, путешествия, возможно, была изначально вложена и в «Ракету» — поскольку инвестировать в заброшенную индустрию это достаточно смелый поступок.

У меня до «Ракеты» были другие работы, более стандартные, с чисто финансовой мотивацией. После поездки на «Ладе-Ниве» я так работал целых 7 лет. Но эти работы не давали мне возможности использовать в полной мере мои творческие, креативные способности — мою креативную душу. Вначале я рассматривал «Ракету» как хобби. Но быстро понял, что или я должен его бросить, или заниматься только «Ракетой» 24 часа в сутки. Правда, и 24 часов не очень хватает.

Беседовал Федор Панфилов

Фотографии любезно предоставлены «Ракетой» http://www.raketa.com


Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: