Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2012-08-14 17:38:06

Золотое руно. Серебряный век.


Тираж — 34 номера, цена — 5 рублей 10 копеек, «офис» — на вилле Николая Рябушинского «Черный лебедь», доходы — 12 тысяч рублей, расходы — 84 тысячи рублей. Журнал «Золотое руно» — история грандиозных амбиций, славы, таланта.


Меценат

Николай Рябушинский

Редактором-издателем журнала «Золотое руно» был был меценат Николай («Николаша») Рябушинский. По воспоминаниям коллекционера Сергея Щербатова, он “играл роль «эстета», издавал роскошный художественный журнал, учредил выставку картин новейших направлений «Голубая роза» и выстроил себе виллу в Петровском парке «Черный Лебедь», но несмотря на это “мог бы сойти за обычного «купчика-голубчика», кутилу, обедавшего ежедневно в «Эрмитаже».

 

Офис

Интерьеры виллы «Черный лебедь»

Редакция «Золотого руна» располагалась в самых престижных местах города: сначала на Новинском бульваре, позже на Садовой-Кудринской, а в 1909 году — в Петровском парке в собственной вилле Рябушинского «Черный лебедь».

Название

Обложка журнала «Золотое руно», 1908 

Название журнала получил благодаря рассказу «Аргонавты» символиста Андрея Белого, главный герой которого «великий писатель, отправлявшийся за Солнцем, как аргонавт за руном», говорит: «Буду издавать журнал «Золотое руно». Сотрудниками моими будут аргонавты, а знаменем — Солнце. Популярным изложением основ солнечности зажгу я сердца. На весь мир наведу позолоту. Захлебнемся в жидком солнце».

Медиа-план

Обложка журнала «Золотое руно», 1906

В первом номере журнала, вышедшем в 1906 году, был опубликован манифест в духе революционного времени: «В грозное время мы выступаем в путь. Кругом кипит бешеным водоворотом обновляющаяся жизнь. Мы сочувствуем всем, кто работает для обновления жизни, мы не отрицаем ни одной из задач современности, но мы твердо верим, что жить без Красоты нельзя… И во имя… новой грядущей жизни мы, искатели золотого руна, развертываем наше знамя:

Искусство — вечно, ибо основано на непреходящем, на том, что отринуть — нельзя.
Искусство — едино, ибо единый его источник — душа.
Искусство — символично, ибо носит в себе символ, — отражение Вечного во временном.
Искусство — свободно, ибо создается свободным творческим порывом.»

Сотрудники

Пророк, этюд с картины, 1906 год
 
С журналом сотрудничали лучшие из лучших — Константин Бальмонт, Леонид Андреев, Александр Блок, Валерий Брюсов, Андрей Белый, Максимиллиан Волошин, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Федор Сологуб, Иван Бунин…

Распространение

 

Эмблема журнала «Золотое Руно» по эскизу Н.П.Феофилактова. 1906

Планы редакции были грандиозными: издатели хотели выйти на европейский рынок, поэтому подписаться на журнал можно было в не только в Москве и Петербурге, но и в Париже, Берлине, Лейпциге, Лондоне, Вене, Риме, Мадриде, Копенгагене, Нью-Йорке… Стоимость журнала менялась в зависимости от страны: от 1 рублей  70 копеек до 5 рублей 10 копеек.

Cо страниц журнала

 

Иллюстрация Льва Бакста
 

Заглавный лист публикации выставки «Голубая роза» в журнале «Золотое Руно» по эскизу П.С.Уткина. 1907

«Серафим», иллюстрация 1906 года

Марка журнала «Золотое Руно» по эскизу Е.Е.Лансере

Заставка (фрагмент) для журнала «Золотое руно» по эскизу Н.П.Феофилактова. 1906

Конец журнала. Начало истории

Издание фактически прекратилось в 1909 году. Причиной закрытия стало пошатнувшееся  финансовое положение Рябушинского.

 

В тексте использованы иллюстрации из архивов журнала «Наше Наследие» и материалы издательства «Альфарет».

 

 Диана Чанкселиани

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: