История

В каких языческих богов верил князь Владимир до крещения

2020-06-08 23:00:06

Крещение Руси было закономерным в политическом плане процессом. Однако мало кто знает, что до 988 года князь Владимир предпринимал попытки реформирования доминирующего вероисповедания славян – язычества.

Причины реформы 980 года

Реформу Владимир начал сразу после того, как занял престол в Киеве: она была необходима для решения внутренних и внешних политических задач молодого князя. В первую очередь, необходимо было отстоять суверенитет и независимость Руси от христианской Византии, а также укрепить положения Владимира как великого князя.

Главным божеством в новом пантеоне стал Перун – божество грома и войны. Соответственно на земле, по подобию с высшим миром, военачальник становился самым главным во всей державе. Более того, реформа отодвигала на второй план наемников-варягов, которые частично были христианами или исповедовали скандинавское язычество. До принятия реформы скандинавы в достаточной степени влияли на внутреннюю политику Руси, а это Владимира не устраивало.

В отличие от всех прочих конфессий (ислама, иудаизма и христианства), язычество в тот момент имело поддержку среди широких слоев населения.

Пантеон Владимира

В Повести временных лет указаны шесть божеств, идолы которых были установлены на капище в Киеве Владимиром: Перун – бог воинской доблести, грома и молнии, покровитель княжеской власти, именем Перуна клялись и князья, и дружинники; Хорс – солярное божество, воплощающее в себе солнце и свет; Даждьбог – один из самых почитаемых восточно-славянских богов, бог плодородия и солнечного света; Стрибог – исследователи считают, что это божество ветра и связанных с ним атмосферных явлений; Семаргл – крылатый пес, охранитель посевов и сельского хозяйства.

До сих пор учёным неизвестно ни о точном функциональном назначении Семаргла, ни об истории возникновения этого персонажа в пантеоне. Имя имеет скорее иранское происхождение, а не славянское. Религиоведы и культурологи полагают, что Семаргл не являлся божеством в полной степени, скорее он был фамильяром богини Мокоши.

Макошь (Мокошь) – единственная богиня в пантеоне Владимира. Её функционал как божества был завязан на традиционном женском занятии – прядении (в первую очередь, человеческих судеб, что роднит её с греческими мойрами и скандинавскими норнами). Она также была покровительницей женщин, ремёсел и богиней судьбы. Считалось, что Мокошь приносила удачу и благоденствие своим почитательницам.

Отсутствующие божества

Интересно то, что почитаемого практически всеми восточными славянами Велеса (Волоса) – покровителя скота, владыки мира мёртвых, не было в новом пантеоне. Велес был божеством знаний, творчества и медицины.

Отсутствие этого бога связано с внутриполитическими задачами князя: он пытался отдалить и уменьшить влияние волхвов на общественные настроения в Руси. Велес был покровителем языческого жречества, а их влияние на умы киевлян мешали новоиспеченному князю построить централизованное государство.

Кстати, приведенный выше список богов был популярен среди населения южной части Руси. Молодой князь был заинтересован в поддержке Киева, поэтому и выбор лёг именно на эти божества. В северных областях Руси Перун почитался меньше, чем Велес; в Пскове, Ростове и других городах вплоть до XV века действовал его культ, существовали капища и люди приносили Велесу жертвоприношения.

Капище Волоса в Киеве находилось там, где останавливались ладьи новгородцев и кривичей. Поэтому исследователи считают Велеса покровителем не столько жреческим или княжеским, сколько "богом более широкой части населения".

Особое место в религиозной жизни славян занимали Род и Рожаницы. Род выступал как божество-творец и широко почитался на Руси. Однако его в новый пантеон тоже не включили.

Последствия реформы Владимира

Основная суть языческой реформы - предание иерархической структуры религиозным верованиям восточных славян. Необходимое Владимиру народное единство не могло быть создано в ситуации полнейшего хаоса в вопросе вероисповедания.

Каждый мог почитать своего бога за верховного. Различные славянские племена выбирали себе своё божество, и уровень конфронтации и идеологической раздробленности в языческой державе не снижался.

Реформа язычества была первой попыткой государственной власти вмешаться в мировоззрение и духовный мир общества. Даже в измененном виде славянский политеизм не отвечал запросам времени. Язычество отражало преимущественно отношения человека с природой, но не общественные отношения в условиях начала государственности и имущественного неравенства.

Политеизм в идейном плане вообще не соотносится с концепцией централизации власти и сосредоточения её в одних руках.

Восьмилетнее поклонение Перуну, капище которого было построено Владимиром возле княжеского терема, вошедшее в летописи своими обильными требами и жертвоприношениями в честь божества, закончилось символично. Разочаровавшийся в язычестве Владимир, приказал выкинуть идола громовержца в Днепр, та же судьба ждала и весь остальной пантеон.

Хоть реформа и не удалась, но резкое сокращение количества языческих божеств и изменение картины мира, которая веками не менялась, подготовили социум к последовавшему принятию христианства.

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий необходимо
  1. 2020-06-09 00:36:34
    Виталий Уткин
    ИЗ ИСТОРИИ СЛАВЯН Глубоко неверно то мнение, что на территориях, издревле населённых славянами, до насильственного «крещения» тех народов — господствовало язычество, то есть, «народная», «фольклорная» вера» в сказочных, выдуманных богов, — в отличие от знания о существовании единого истинного Бога. … Были, конечно, среди славян и языческие варианты веры: ведь религиозные представления зависят в очень большой мере от уровня интеллектуального развития конкретных людей. Наверное, и тогда, как и сейчас, были те группы людей-примитивов, которые «приносили богам» кровавые жертвы в виде убиваемых животных или даже людей. Душу жертвы мы, мол, отправляем на съедение богам или Богу, а мясо съедим сами… Хотя и Бог, да и любой здравомыслящий человек — понимают абсурдность и даже преступность таких действий… … Но были среди славян и те эволюционно развитые люди, которые имели полноту знаний о Едином Вселенском Боге-Творце и о смысле человеческих жизней, который состоит в духовном совершенствовании, познании Творца и Слиянии собою — как развитым сознанием — с Ним, их называли волхвами. Единого Бога-Творца в разных местностях славяне называли по-разному: наиболее часто — Сварогом, реже — Родом. Волхвам нужно было вдохновлять людей на служение Сварогу (Богу-Отцу)! зажигать их сердца идеями служения Богу! В ту пору была создана тотальная сеть лесных школ. Древняя Русь была плодородной нивой Бога именно благодаря сохранению нравственных Божественных законов — законов любви. В Школы отбирались для обучения высшим эзотерическим методам — только зрелые души. Критерием служила способность уже развитого сознания именно по-серьёзному мыслить. Развитое духовное сердце — это считалось необходимым, но не достаточным условием. Тогда на Руси доминировало натуральное хозяйство. И духовные Школы были почти лишены забот о пропитании, так как сельские общины поддерживали их материально. А люди тех общин получали от Школ помощь высшими умениями в предупреждении засух и неурожаев, в исцелении болезней, в обучении детей… Те общины, при которых были Школы, существовали с ними как единый организм, как единая семья. Именно общение души с Богом — невоплощённым Божественным Сознанием — было основой обучения. — Была культура на Руси, когда сердечная любовь являлась нормой жизни, а не редким исключением. *** Древние славяне имели развитую религиозность. Они знали и о Творце в Его Обители, Которого именовали Родом (отсюда произошли современные слова: родители, роды, родственники и др.), и о Его же Огненном Творящем Проявлении — Свароге (отсюда — ныне устаревшее слово сварганить, т.е. сотворить или обрести нечто). А Святых Духов славяне именовали Сварожичами — Детьми Творца. Были и такие эпитеты в отношении Бога, как Вышень (современное — Всевышний), и Крышень (т.е. Покровитель). Имело место поклонение и конкретным Сварожичам, основанное, разумеется, на конкретном знании о Них. Так, была Богиня любви Лада (и люди желали молодожёнам ладить друг с другом, и чтоб в семье всё было ладно). Был и Перун — Бог воинской доблести, мужественности. В каждом обществе обязательно есть представители разных уровней развития от примитивных до божественных душ. Принадлежность к той или иной группе зависит, прежде всего, от возраста души, но также от воспитания и свободы воли. Своё влияние оказывает в этом и образ жизни в той или иной среде обитания. То есть, мы видим, что религия у славян в целом была вовсе не языческим примитивизмом, а вполне нормальной развитой системой, обладавшей знанием и Творца, и конкретных Божественных Учителей, и методов духовной работы в эзотерических школах. Более того, славяне в ту пору не знали алкогольных напитков; “праздничным” напитком у них была “сурья” — “солнечный” напиток, изготовляемый из простокваши, настоянной на травах, и с мёдом. Пьянству их обучили позднее греки. * * * Славяне вначале пришли в восточную Европу единым племенем. Но это племя разрасталось и делилось на родственные роды, некоторые из которых откочёвывали в новые земли и поселялись там. Так, на южных берегах Балтики поселились русские варяги, занявшиеся морским промыслом и торговлей. Другие заселили южные степи и перешли к кочевому скотоводству (скифы и другие). Поэтому понятно, что при таком широком расселении и по прошествии веков — ожидать сохранение полной религиозной и культурной однородности не приходится
Скрыть комментарии
Читайте также:
Рекомендуемые статьи