Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2018-06-17 09:00:00
Ярослав Бутаков

Как Англия, Нидерланды и Франция боролись за торговые привилегии в России

В XV – 1-й половине XVI вв. основными торговыми партнёрами русских земель в Западной Европе были северогерманские города Ганзейского союза, Швеция, Дания и Польша. Во 2-й половине XVI столетия на первое место во внешней торговле России с Западной Европой выходят Англия, вслед за ней – Нидерланды и Франция.

«Открытие» Англией России

Для Англии путь в Восточную Азию через Атлантический и Тихий океаны был закрыт Испанией. Английские купцы решили отыскать свой собственный монопольный маршрут туда вдоль северных берегов Азии. С этой целью в 1551 году в Лондоне образовалась «Компания торговых предпринимателей для открытия неизвестных земель» (позднее – Московская компания). В 1553-1554 гг. компания снарядила свою первую экспедицию. Два её корабля под начальством Хью Уиллоуби были вынуждены зазимовать у берегов Кольского полуострова, где все их экипажи погибли от лишений. Третий корабль – Ричарда Ченслора – достиг устья Северной Двины. Ченслор прибыл в Москву, где был принят царём Иваном Грозным, после чего отправился с царским письмом в Лондон. Так было положено начало англо-русским отношениям.

Монополия английской Московской компании

Вскоре английские купцы Московской компании получили исключительные привилегии в России. Они имели право открывать свои дворы и склады для товаров в любых городах России, вести торговлю по всей территории России, а также ездить для торговли в Персию. При этом они не платили никаких пошлин. С учреждением Иваном Грозным Опричнины в 1564 году англичане в России ведались только судом Опричнины, то есть судом самого царя, помимо обычных земских учреждений. Фактически английские гости пользовались в России правом экстерриториальности.

Со временем Иван Грозный позволил англичанам добывать и выплавлять в России железную руду, вывозя железо в Англию с уплатой символической пошлины. Кроме англичан, никто не имел права торговать в устье Двины и в Холмогорах. Царские власти должны были арестовывать и выдавать Московской компании тех английских купцов, которые бы стали торговать в России, не имея патента от Московской компании.

Время от времени цари, недовольные поведением английских купцов, отнимали у Московской компании некоторые её привилегии. Так, англичане иногда лишались права беспошлинной торговли (хотя пошлину при этом платили вполовину меньше, чем другие заморские гости), должны были, при проезде в Персию, предъявлять свои товары на таможнях в Казани и Астрахани, переводились в ту же юрисдикцию, что и другие иностранные купцы в России. Однако, при новом обмене посольствами, привилегии возобновлялись. Так, в 1587 году правительство царя Фёдора Ивановича (фактически ближний боярин Борис Годунов) подтвердило все преимущества, данные английским купцам Иваном Грозным. То же сделал и новоизбранный царь Михаил Романов в 1614 году.

Стремления англичан и принципы России

Со своей стороны, англичане неоднократно требовали от Ивана Грозного, от сменившего его царя Фёдора Ивановича и затем от Бориса Годунова новых привилегий. Важнейшей из них было позволение искать путь через Россию в Китай, причём Россия должна была выделять для этого припасы и провожатых. Англичане стремились обеспечить за собой монополию иностранной торговли в России. Поэтому они добивались закрытия русских северных портов для всех кораблей, кроме английских. Первоначально, во время Ливонской войны, так и было. Россия вела торговлю с остальными европейскими странами через Нарву, которой владела долгое время. Но после поражения в Ливонской войне и утраты Балтийского побережья Россия вновь открыла северные гавани для судов любых флагов.

Московское правительство на подобные требования Англии неизменно отвечало, что не может запретить купцам иных государств торговать в России. «Можем обойтися и без англичан и в угоду им не затворим дорог в свою землю, – писал Борис Годунов от имени царя Фёдора Ивановича королеве Елизавете I в 1585 году. – Для нас все равны… Мы рады видеть купцов лондонских в России, если не будешь требовать для них исключительных прав, несогласных с уставами моего царства».

Проникновение Нидерландов и Франции

Нидерланды и Франция уже в конце XVI века также вели интенсивную торговлю с Россией. В 1555 году под стены Никольского монастыря в Корельском устье Северной Двины прибыл первый корабль из Нидерландов (которые были тогда ещё испанским владением). В 1583 году, отвечая английскому послу Джерому Баусу на требование предоставить англичанам монополию на торговлю в русских северных портах, царь Иван IV ответил, что «купцы немецкие, нидерландские, французские торгуют с Россией уже единственно в северных пристанях». При последующих переговорах английский посол добился того, чтобы его соотечественникам была предоставлена монополия торговать в большинстве северно-русских гаваней; только две из них – Пудозерская и Кольская – были оставлены для судов других стран. В 1585 году в письме, переданном в Лондон с английским послом Горсеем, новый царь, перечисляя иностранных купцов, с которыми торгует Россия, упомянул французских.

О том, что нидерландские купцы уже в 70-80-е гг. XVI века подкупали царских бояр и дьяков, желая добиться в России торговых привилегий, пишет Карамзин. Происки Нидерландов считал причиной неудачи своей миссии к Ивану Грозному посол Баус. В 1614 году Россия получила от Нидерландов (также, как и от Англии) денежную субсидию на ликвидацию последствий Смутного времени и на войну с Польшей. В 1630 году прибыло в Москву нидерландское посольство, ставившее своей целью добиться в России тех же привилегий, которые имели в ней англичане. А годом раньше с аналогичными требованиями явилось первое в России посольство из Франции. Но ни голландцы, ни французы ничего нового не добились. За ними было подтверждено старое право торговать с Россией, но без особых преимуществ.

Конец английских привилегий

Между тем, в том же 1629 году, московское правительство отказало английскому послу в просьбе предоставить Англии право беспошлинной транзитной торговли с Персией товарами, закупаемыми в России. Такое решение было принято царём Михаилом Романовым после совещания с созванными для обсуждения этого вопроса крупными московскими купцами.

Английская торговля в России всё больше сковывала развитие русского купечества. В 1646 году купцы представили новому царю Алексею Михайловичу челобитную об отмене английских привилегий. Вскоре для этого представился благоприятный случай. В январе 1649 года, во время революции, английский король Карл I был казнён по приговору парламента. По этому казусу царь повелел английским купцам выехать из всех мест Российского государства, кроме устья Двины, и впредь торговать с Россией только там, наравне со всеми прочими иностранными купцами.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: