Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2019-06-09 21:00:27
Николай Сыромятников

Мусульманская подпись: зачем она была нужна русским царям

Тугра в качестве графического символа высшей власти до развития геральдики представляла собой и герб, и печать, удостоверяя принадлежность ознаменованного ею документа первому лицу государства. Историки сходятся во мнении, что тугры появились в империи Чинхисхана ориентировочно в XIII—XVI веках. По поводу того, зачем ими пользовались русские цари, точки зрения исследователей расходятся.

Простое заимствование

По мнению российского кандидата исторических наук и этнолога Дамира Хайретдинова, Московская Русь в полном объеме инкорпорировала идеологию и атрибутику империи, созданной Чингисханом, и использовала ее вплоть до эпохи Петра Первого. Помимо московских тугр, у русских царей было много татарских заимствований, начиная от названия Кремля (слово в переводе на татарский означает «крепость») и заканчивая шапкой Мономаха, сильно смахивавшей по внешнему виду на головной убор, который носил хан Узбек.

Дань уважения

Доктор политических наук, советский и российский историк Рафик Мухаметшин, не оспаривая своего коллеги Дамира Хайретдинова, развивает его гипотезу, добавляя, что русские царские тугры использовались на именных грамотах и посланиях в дипломатической переписке правителей России с лидерами мусульманских империй. С конца XVI века, когда Золотая Орда обрела фактическую независимость, подобные письма от русских царей получали Османская империя, Крымский юрт. Среди адресатов были персидские шахи, крымские тайши, индийские падишахи, бухарские, крымские, хивинские ханы, монгольские алтын-ханы, азербайджанские и северокавказские князья и ханы. Тугра, как и у мусульманских шахов, на русских бумагах помещалась над первой строкой документа в центре и поначалу графические символы просто копировались с мусульманских.

Первая российская, отличная от иноземных, тугра, обнаруженная отечественными историками, относится к 20-у году XVII века. Царскую тугру от графических символов правителей восточных стран отличали внешние признаки. Один из авторов издания «Ислам в Москве: энциклопедический словарь» кандидат исторических наук Сагит Фаизов писал, что если у мусульманских адресатов тугра выступала как одна из составных частей послания вкупе с собственно текстом, его расположением, элементами, стилем (что вместе взятое подразумевало единение «земли», «неба», «человечества» и «Бога»), то для русских грамот она имела число утилитарное значение — как подтверждение подлинности авторства царского документа.

По рисунку тугра отличалась от крымских и османских образцов тем, что представляла собой изящно исполненную восточную криптограмму — древнюю арабскую богословскую формулу, в переводе на русский означающую «милостью Владыки миров». Символизировать тугра должна была близость Российской империи к Восточному миру, доверительное отношение к нему.

Подпись султана Сулеймана Великолепного

Подпись султана Сулеймана Великолепного

Еще и предшественница водяных знаков?

Кандидат физико-математических наук и самодеятельный исследователь темы российских тугр Глеб Носовский (отечественное научное сообщество его не жалует и причисляет к приверженцам псевдонауки) на основе анализа грамот XVII и даже XVIII веков (время правления Петра I) пытается обосновать такое свое соображение: на всех средневековых грамотах «Руси-Орды» (термин Носовского) тугры присутствовали, просто потом большую часть этих документов цари династии Романовых уничтожили.

Еще одно предположение Глеба Носовского, касающееся тугр на российских документах: это не что иное, как предшественницы водяных знаков или иных обозначений на официальных и потому особо ценных бумагах, наносимые с целью избежать подделки посланий. Носовский приводит примеры «сложных росписей» в начале документов царей династии Романовых и грамоты более раннего времени, не имеющие тугр. Отсутствие «росписей» исследователь объясняет так: Романовы попросту подделали эти «царско-ханские указы», а нарисовать тугры было некому — каллиграфы погибли во время Великой Смуты. Отсутствием мастеров Носовский объясняет сравнительную простоту «сложных росписей» на документах романовской эпохи.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: