Народы

Эрккальяольтэ: почему среди чукчей и ительменов было много трансгендеров

2019-11-29 20:00:52

Камчадалы, то есть этнографическая группа, образовавшаяся в результате смешения русских переселенцев с коренными малочисленными народами Камчатки, Чукотки и Магаданского края, имеют довольно любопытную самобытную культуру.

Наряду с интересными бытовыми, религиозными и социальными привычками у них существуют странные сексуальные традиции, самая экзотическая из которых описывает людей превращённого пола — коекчучи.

Ительмены, жившие на Большой реке, называли своих гомосексуалистов «коях», а обитавшие на Нижнем остроге – «кояхчич», чукчи именовали их «эрккальяольтэ», а коряки – «кеиев», но в отличие от своих соседей, они презирали эту категорию людей.

Коекчучи

Первые сведения о необычных людях коекчучи жители Европейской России узнали из книги исследователя – первопроходца Степана Крашенинникова, изобразившего подобных личностей в ценном этнографическом труде «Описание земли Камчатки».

Изданная в 1755 году книга рассказывала о том, что камчадалы не видели ничего предосудительного в гомосексуальных связях, и каждый человек волен был сам выбирать с представителем какого пола ему хотелось создать семью и делить кров.

Молодой человек, ощущавший себя женщиной, и напротив девушка, чувствовавшая себя больше мужчиной, могли спокойно жить жизнью противоположного пола, сменив одежду и выполняя все соответствующие новому образу обязанности в быту и общине.

Этнограф Крашенинников лично встречался с коекчучи мужчинами, которые в «женском платье ходят, всю женскую работу справляют и с мужчинами не имеют никакого обхождения, будто бы гнушаясь делами их или зазираясь вступать не в своё дело».

О коекчучи женщинах упоминал в своих заметках естествоиспытатель Георг Стеллер, посещавший Камчатку в составе Второй Камчатской экспедиции Витуса Беринга. Именно он рассказал, что на полуострове «женщины творят блуд с женщинами», а также сообщил о «шапунах», которых «мужчины наряду со своими жёнами, без всякой ревности со стороны последних, употребляют per posteriora»

Пять полов

По словам камчадалки Н.Кудряшовой до христианизации ительмены делили людей на пять полов. Кроме традиционных мужчин и женщин, у них существовали мужчины, ведшие женский образ жизни, женщины, исполнявшие роль мужчин, а также те, кого в наши дни принято называть «трансгендерами» — людей родившихся в несоответствующем их сознанию теле. Представители каждого из этих полов были равны в своих правах, приверженцы нетрадиционных сексуальных отношений не ловили на себе косых взглядов и не испытывали притеснения со стороны соплеменников. Камчадалы были свободны в выборе партнёра, а ввиду широкого распространения многоженства, у одного мужа могло быть сразу несколько жён разного пола.

Обязанности коекчучи

Мужчины, перешедшие в разряд коекчучи, должны были отрастить косы, переоблачиться в женские наряды, надеть украшения, научиться смущаться и начать флиртовать с потенциальными женихами. Став второй или последующей «женой» они обязаны были выполнять домашние повинности, исполнять супружеский долг, и найти общий язык со всеми наложницами супруга.

Неслучайно С. Крашенинников поражался удивительному безразличию камчадальских женщин: «Неревнивы же бабы их, что можно видеть из того, что не токмо две или три жены одного мужа живут между собою согласно, но сносят ещё и коекчучей, коих многие держат заместо наложниц».

Коекчучи настолько вживались в новый образ, что первые казаки, посетившие Камчатку, не сразу понимали, что перед ними стоит мужчина, а не женщина. К слову и казаки, мастерски владевшие шилом и иглой, поначалу были восприняты камчадалами как превращенцы, тем более что они по незнанию проникали в юрту не через верхнее дымовое отверстие, как это делали мужчины, а сквозь нижний ход, где ходили хранительницы очага.

Женщины- превращенки одевались по-мужски, отстригали волосы, осваивали копьеметание, участвовали в традиционных боях и женились на молоденьких соплеменницах. Для доставления супруге сексуального удовольствия они использовали икру от ноги оленя, а, чтобы завести потомство, вступали во временный брак с мужчиной.

Эрккальяольтэ

Соседи ительменов, чукчи, тоже не видели ничего предосудительного в гомосексуальных связях, называя своих превращенцев «эрккальяольтэ».

В 1770 году об открытом мужеложстве и однополых браках чукчей и коряков сообщал иркутский губернатор Брилль: «А прочие, мужеска пола через волшебство обращаются в образ женский и меж собою мужеложествуют и выходят друг за друга замуж».

Исследователь Фердинанд Врангель не без возмущения описывал в своих путевых журналах их противоестественные сексуальные отношения: «Педерастия у чукчей нечто совсем обычное и нисколько не скрывается и не держится в тайне. Мы не могли удержаться, чтобы не выразить своего отвращения, но люди этого не понимали и выражали мнение, что в том нет ничего постыдного, и что каждый следует своему вкусу».

В свою очередь гидрогеограф Фёдор Литке, посещавший Камчатку одновременно с Врангелем, и собственными глазами видевший творившийся в регионе разврат, отмечал что чукчи объясняют свою страсть к неестественному пороку проделками дьявола.

Степени превращения

Подробно изучавший вопрос превращения пола у чукчей этнограф Владимир Богораз выявил у них три степени сексуальных метаморфоз, каждая из которых, согласно местной традиции, происходила исключительно по приказу духов – кэлэ.

Наиболее безобидной формой полового перехода представлялась та, при которой шаманы советовали мужчине поменять причёску на женские косы, а девушке подстричь волосы под мальчишку, чтобы злые силы, не узнав их, перестали вредить и насылать болезни.

Вторая степень превращения уже предполагала обязательное облачение мужчины в женское платье, и наоборот. При этом, как и в первом случае, людям необязательно было менять сексуальную ориентацию, они просто вносили изменения в облик, чтобы избежать неудач. Представители этой категории, надев в молодости женский наряд, вели обычный мужской образ жизни, носили бороду, ходили на охоту, женились и заводили детей.

Зато тем, кто достиг третьей ступени модификации — эрккальяольтэ, в наследство от прежней жизни оставалось только имя. Молодой человек, который по воле духов должен был стать женщиной, отказывался от гарпуна в пользу иголки, менял лассо на скребок для очищения шкур, начинал следить за своим внешним видом, говорить более тонким голосом, нянчиться с детьми, сплетничать с подружками и терять мужскую силу и выносливость.

Став эрккальяольтэ мужчина стремился быть в центре внимания представителей сильного пола, чтобы покорив одного из них создать крепкую однополую семью, в которой превращённый всегда выступал в роли «жены».

В. Богораз отмечал, что часть мужчин сменивших пол полностью перевоплощались в женщину, а другие, не сумев полностью побороть свою природу, заводили на стороне любовниц, которые рожали им детей.

Из записок учёного Николая Гондатти видно, что чукчи боялись эрккальяольтэ больше, чем шаманов, поэтому мужья всегда беспрекословно выполняли волю «жены» и прислушивались к её мнению.

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий необходимо
Читайте также:
Рекомендуемые статьи
Сухарева Башня
Рекламные статьи
Мы в Одноклассниках
Кириллица в Одноклассниках