По Руси, Православие, Традиция

Исчезновение как способ существования

Памяти деревянных церквей Онежского района Архангельской области

#XX, #деревянное зодчество

2013-08-07 18:50:25

Удивительное слово "вдруг". Любимое Достоевским, оно обретает у него значение откровения. Мы "вдруг" переживаем об утрате деревянного зодчества, хотя процесс его исчезновения уже стал формой его существования... Да - переживаем откровение.

 

Задуматься о судьбе своего культурного и архитектурного наследия стоило русскому человеку раньше. Но не пришлось. И всё самое ценное начало разрушаться, начало исчезать. В крупных городах памятники старины, конечно, поддерживаются в более или менее нормальном состоянии. Различными путями собираются средства на их реставрацию. В деревнях и селах, тем более отдаленных, дела обстоят намного хуже.


Много глухих деревень по берегам реки Онеги. К некоторым из них путь возможен только по зимнику, в остальное же время по местным дорогам не пройти-не проехать. Именно здесь, в прекрасном северном краю, можно ещё встретить удивительные образцы местного деревянного зодчества. Многие церкви, в том числе и XVII века постройки, ещё живы здесь, поддерживаемые силами местных жителей. Некоторые из них отремонтированы, покрашены, стоят, как новенькие. Некоторые требуют скорейшей помощи плотника. Но сегодня мы поговорим о тех церквях, от которых только и осталось, что памяти. Несколько рисунков да пара фотографических снимков…

В селе Кушерека Онежского уезда Архангельской области не так давно, в середине XX века, было две церкви: более древняя – церковь Успения Пресвятой Богородицы, и чуть помладше, 1669 года постройки, Вознесенская церковь, построенная, вероятно, самими прихожанами при поддержке Соловецкого монастыря.

Церковь Вознесения Господня, относится к особому типу храмовой архитектуры, который распространен только здесь, на русском Севере, в Каргополье, Онеге и на побережье Белого моря. Такие церкви сначала именовали в народе, а теперь и официально называют – «кубоватые».

Кубоватыми эти церкви стали называть из-за особой формы покрытия, квадратной в плане, напоминающей 4-гранную луковицу. Такой вид покрытия пришел на смену шатровому. Кубоватые церкви чаще всего бывают двухэтажными и пятиглавыми.

Вознесенская церковь в селе Кушерека – вторая по древности из известных ныне кубоватых церквей. Она представляет собой настоящий четвериковый храм с кубоватым верхом. Венчающий Вознесенскую церковь куб по ширине чуть превышает четверик. Замечательно декоративное убранство верха – в основании центральной главы расположены четыре крупных и объёмных резных кокошника… Церковь эта по-настоящему, очень по-русски красива.

 

Но откуда же столько мелких подробностей об архитектуре Вознесенской церкви? Неужели из свидетельств очевидцев?

Нет. Церковь эту, как ни удивительно, можно увидеть и ныне. Конечно, в другом месте и при других условиях, но всё-таки можно. Сегодня она украшает экспозицию государственного музея деревянного зодчества Русского Севера «Малые Корелы».


«Младшая сестра» Вознесенской церкви из Кушереки - Климентовская церковь в деревне Макарьинское погоста Усть-Кожа. Церковь возведена почти на 30 лет позже Вознесенской, однако напоминает её своими формами и общим изяществом.

Для Климентовской церкви в старину было найдено прекрасное место, как умели выбирать для церквей только на Руси. На высоком берегу, на открытом живописном месте стояли здесь две церкви, во имя Климента папы Римского и Крестовоздвиженская 1769 года, и стройная, искусно украшенная деревянным ожерельем колокольня.

Климентовская церковь выделялась в этом благолепном ансамбле своей поразительной красотой и каким-то видимым стремлением всего строения к небу, что свойственно поре расцвета кубоватого зодчества.

Ни один элемент этого ансамбля, некогда украшавшего собой высокий холм возле деревни Макарьинское не уцелел. Говорят, будто местные мальчишки бегали на холме с факелами, и за игрой случайно подожгли одну из церквей. За час с небольшим всё сгорело…

Ещё один исчезнувший с лица земли храм Онежского уезда – Предтеченская церковь Шуйского прихода. В Шуе, как и в Кушереке, и в Макарьинском, тоже когда-то было целых две церкви, и обе деревянные. И, конечно, колокольня. Вместе они образовывали так называемый «тройной погост» - явление весьма характерное для русского севера. Одна из церквей, во имя Рождества Пресвятой Богородицы, была тёплой, другая же, во имя Рождества Иоанна Предтечи – холодной.

Трехпрестольная Предтеченская церковь была построена в начале XVIII века. Точного года постройки установить уже невозможно. Первый престол был освящен во имя Рождества Иоанна Предтечи, два других – во имя святомученика Павла Исповедника и преподобного Варлаама Хутынского. В основе своей церковь была ярусной, состоящей из двух восьмериков, поставленных на нижнем четверике, многоглавой, очень светлой и дарящей ощущение радости одним своим стройным сложением.

Но не судьба была Шуйскому погосту дожить до XXI века. В 1941 году, во время обороны Петрозаводска, весь погост целиком сгорел. Сегодня на этом месте стоит Поклонный крест, который один напоминает о том, что когда-то здесь стояли храмы, проходили службы, нарядный люд по праздникам тянулся неспешно по проторенной дороге в убранную цветами церковь…

Нелепая случайность стала причиной исчезновения ещё одного замечательного деревянного храма на погосте Вазенгский. Шатровая Ильинская церковь была построена здесь в 1786 году и простояла без малого 200 лет. За это время церковь капитально ремонтировалась лишь однажды, в 1899 году. Трагически сгинула Ильинская церковь: по имеющимся данным в 1970-е годы её случайно повалил проезжий тракторист.

Много еще уникальных двойных и тройных погостов исчезло с лица Русской земли в течение XX века, такого жестокого по отношении к культуре и истории. Одни разрушены бомбардировками, другие сгорели, третьи - просто сгинули из-за абсолютного человеческого равнодушия ко всему окружающему.

И вот, на дворе 2013 год. За окном – мир неограниченных возможностей, при которых совсем скоро можно будет просто-напросто печатать здания на огромных 3D-принтерах. А в душе почему-то неутихающая тоска по былому, по ушедшему, чего уже никогда не вернуть. Но быть может, и на это можно смотреть позитивистски и философски? Вот стояли в неизвестных карельских местечках небольшие деревянные церквушки, и не было никому до этого дела. А как только начали исчезать, начали «вымирать», так интерес к ним сразу стократно возрос!

Что ещё можно сказать в защиту собственной глупости и безразличия человеку, пропускающему созданную его предшественниками культуру, искусство, как песок сквозь раскрытую пятерню? Ничего. Что можно ещё сказать об исчезнувших церквях и целых погостах? Разве что почтить их память, как чтут память погибших солдат или жертв репрессий, зачитывая список их имен:

Никольская церковь, 1600 г. Село Панилово, Холмогорский район Арханельской области. Не существует.
Ильинская церковь, 1600 г. Выйский погост, Верхне-Тоемский район Архангельской области. Не существует.
Георгиевская церковь, 1672 г. Село Вершины, Верхне-Тоемский район Архангельской области. Не существует.
Владимирская церковь, 1642 г. Село Белая Суда, Красноборский район Архангельской области. Не существует.
Климентовская церковь, 1501 г. Село Уна, Приморский район Архангельской области. Не существует.
Богородицкая церковь, 1726 г. Село Заостровье, Виноградовский район Архангельской области. Не существует.
Петропавловская церковь, 1698 г. Село Пучуга, Верхне-Тоемский район Архангельской области. Не существует.
Воскресенская церковь, 1643 г. Село Малая Немнюга, Пинежский район Архангельской области. Не существует.
Дмитриевская церковь, 1784 г. Село Верхняя Уфтюга, Красноборский район Архангельской области. Не существует.
Флоро-Лаврская церковь, 1755 г.Село Ростовское, Виноградовский район Архангельской области. Не существует.
И так далее… и так далее…

Мария Молодцова

Северные тройники. Бесценное наследие

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий необходимо
Рекомендуемые статьи
Рекламные статьи