Народы, Традиция

Ужичество: какие народы России передавали жен по наследству

2021-05-23 12:30:55

Как полагают этнографы, уходящее корнями в глубокую древность ужичество было характерно для целого ряда народов, населяющих Россию — от Крайнего Севера до Кавказских гор. Почему у этих этносов возникла, распространилась и существовала долгое время эта, на современный взгляд, дикая традиция?

Причина возникновения

 

Первым фактором выступала необходимость внесения за невесту калыма. Девушка, за которую родителями жениха было выплачено вознаграждение, после свадьбы становилась собственностью рода мужа. В случае смерти супруга вдова обязана была оставаться частью новой семьи и при желании снова вступить в брак, должна была остановить выбор на одном из его родственников. Если же женщина противилась обычаю левирата, её могли отпустить с условием возврата калыма.

Второй фактор заключался в том, что, только удержав женщину в рамках рода её первого мужа, можно было однозначно соблюсти чистоту родословной её детей. Воспитание ребёнка в семье их отца способствовало сохранению знаний об их племенном происхождении.

Отсечение проблем

Реализуя ужичество, люди в старину одновременно решали сразу несколько проблем.

Во-первых, сам собой отпадал вопрос о будущем обустройстве вдовы. Перейдя по наследству одному из братьев из рода супруга, она продолжала жить в привычном окружении родственников, не испытывая психологических неудобств и материальных трудностей.

Во-вторых, все её дети, вне зависимости от того, кто был их отцом, являлись друг другу кровными родственниками, что сплачивало их между собой и способствовало быстрой адаптации к изменившимся семейным реалиям.

В-третьих, левират помогал исключить вероятность кровосмешения при вступлении в брак. Выросшие в лоне одного рода дети прекрасно знали друг друга и чётко понимали, что все они представители одной генеалогической ветви, а значит искать себе невест и женихов они должны в других семействах.

Ужичество у осетин

Согласно данным, опубликованным этнографом Борисом Калоевым в книге «Осетины», в XVII веке в осетинском обществе всё ещё можно было встретить ужичество. Основная причина его существования заключалась в экономической выгоде: родственники мужа желали сохранить в доме лишнюю работницу, а также освободить себя от уплаты калыма в случае женитьбы деверя на посторонней девушке.

Кроме того аланская вдова была наследницей 1/3 части от нажитого с мужем общего имущества, и её повторный брак с деверем позволял не отчуждать родовую собственность и сбережения.

Левиратская жена у осетин могла рожать детей только от представителя того же рода, что и её усопший муж. В то же время дядя должен был стать для детей своего брата не отчимом, а настоящим отцом, не делающим разницу между своим родным чадом и ребёнком вдовы.

Начиная с XVIII века большинство осетин отказалось от ужичества, но в некоторых равнинных регионах Осетии, например в селе Эльхотово, оно осуждалось во все времена.

Ужичество у ингушей

В ингушском обществе левират, известный под названием «нус юхаерзаер» не поощрялся, однако, в исключительных случаях, люди могли воспользоваться этой пережиточной формой брака.

Кавказовед Башир Далгат отмечал, что к ужичеству ингушей могли подтолкнуть четыре причины, но ни одна из них не имела под собой сугубо экономической подоплёки.

Заручившись согласием вдовы и её родителей, неженатый или вдовствующий деверь мог заключить брачный союз с невесткой в случае, если супруга умершего брата была ещё молода, во всех отношениях устраивала его родителей и была не против нового супружества. При таком стечении обстоятельств жених не выплачивал невесте калыма, а свадьба ограничивалась скромным праздничным застольем.

Другой причиной для оправдания левирата у ингушей было опасение, что вдова брата может стать женой какого-нибудь другого родственника из их клана. Чтобы предотвратить подобный ход событий, деверь заключал брак с не кровной родственницей.

Третьим фактором, способствовавшим ужичеству, была возможная разлука вдовы и её детей. По ингушской традиции родные вдовы, если она была молода и ещё имела шанс вновь выйти замуж, могли забрать её в отчий дом, при этом дети, рождённые в первом браке, должны были остаться в семье умершего мужа.

Немногие женщины соглашались ради личного счастья жертвовать возможностью жить со своими чадами, а чтобы они росли и воспитывались, не чувствуя отсутствия отца, вдова зачастую давала добро на заключение брака с братом умершего мужа, при этом получая ½ калыма.

К слову, если невестка не желала возвращаться в родительский дом, и вместе с тем не хотела вступать в новый брак, она могла совершенно спокойно жить со своими детьми в доме усопшего супруга.

Четвёртой причиной для левирата могла стать гибель брата, у которого осталась просватанная невеста. С согласия всех заинтересованных сторон, то есть молодых и их родителей, девушка могла стать женой несостоявшегося деверя. Однако в этом случае свадебное торжество проходило без увеселительных мероприятий.

Ужичество у чукчей

Свои причины прибегать к ужичеству имеются у чукчей, которые и в XXI веке не отказались от этой своеобразной брачной традиции.

Данное обстоятельство объясняется довольно прозаическими соображениями – реалиями жизни в условиях Крайнего Севера и малочисленностью этого этноса.

Обычай повторного брака вдовы с младшим братом её усопшего супруга продиктован практической необходимостью, поскольку одинокой женщине выжить в суровых условиях тундры весьма проблематично.

К тому же чукчи воспринимают своих супруг как собственность, за которую при «приобретении» уплачивается калым в оленях или иных ценных товарах. Соответственно отдавать вдову в жёны мужчине из чужого рода равносильно прощанию с частью своего достатка.

Кроме того, левират позволяет вдове не переживать за себя и дальнейшую судьбу своих детей, которые новым мужем или дядей воспринимаются как родные. Сей факт обеспечивает ребятишкам возможность расти в полноценной семье и оставаться в генеалогии кровного отца.

В дальнейшем они смогут без опаски заключать браки с представителями иных родов, поскольку вероятность инцеста будет сведена к минимуму.

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий необходимо
Читайте также:
Рекомендуемые статьи