Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2018-09-20 11:25:11
Майя Новик

Что делали русские на Рождество Богородицы

Рождество Девы Марии православная церковь празднует 21 сентября по григорианскому стилю или восьмого сентября по Юлианскому календарю. В этот день у праведных супругов Анны и Иоакима появилась на свет девочка с такой необыкновенно чистой душой, что Бог выбрал её для появления на Земле нашего Спасителя – Христа. Этот праздник входит в число двунадесятых праздников – самых великих праздников после Христовой Пасхи.

Немного истории

О родителях Марии известно. что у них долгое время не было детей, и её отца Иоакима даже выгнали из-за этого из храма, куда он пришел принести жертву Богу. Ему сказали, что он не достоин находится в храме, – так повествет апокрифический текст II века Протоевангелие от Иакова.

Тогда бедный Иоаким удалился со стадами в пустыню и молился там, оставив дома жену Анну.

Та, в печали, тоже обратилась к Богу с молитвой. И было им ведение Ангела Господня, который возвестил обоим супругам, что Господь знает об их беде, и что вскоре « …ты зачнёшь и родишь, и о потомстве твоём будут говорить во всём мире».

Когда Иоаким вернулся в Иерусалим вместе со стадом, то Анна встретила его у Золотых ворот города и бросилась к нему с известием. Услышав от жены подтверждение своего видения, Иоаким обрел покой, и ровно через девять месяцев на свет появилась Мария.

Поскольку и мать, и отец дали обещание посвятить ребенка Господу, то девочку отдали в Иерусалимский храм, где она должна была находиться до совершеннолетия.

Сам праздник в честь рождения Богородицы был установлен довольно поздно – в начале VII века в Византии. Однако праздновать его начали несколько раньше, и первые упоминания о нем встречаются уже в VI веке в гимнах Св. Романа Сладкопевца – в это время под влиянием апокрифических текстов произошло усиление почитания Девы Марии.

На Руси к празднику заканчивали уборку урожая

На Руси праздник совпадал с окончанием уборки урожая и поэтому всегда помечался очень широко. Его называли Осенинами, Праздником урожая, в Белоруссии именовали Багачем, Багатухой (Богатым), а в Великороссии – Малой Пречистой и Богородицыным днем.

В этот день русские благодарили Бога за хороший урожай, ходили в храмы, исповедовались, причащались, потом ходили друг к другу в гости, собирались за столами, праздновали. В некоторых селах этот день считали родительским днем и поминали усопших, ходили на кладбища – прибраться и прочитать над могилой канон.

Считалось, к этому празднику следует полностью завершить уборку – вывезти с полей хлеб, заложить его в овины, завершить уборку льна,

В Белоруссии полагали, что Багач – первый по-настоящему осенний день; лето заканчивалось.

Ходили «на встречины»

С вечера женщины в некоторых деревнях пекли специальный овсяный хлеб и варили кисель, а с утра выходили «встречать Богородицу» и молили её избавить дом от бед. Делали это, собираясь сразу по нескольку, причем, самая старшая произносила слова молитвы, а остальные находились вокруг нее. Затем хлеб ломали и кормили им домашний скот, очевидно, надеясь таким образом передать ему здоровье от Богородицы.

Скорее всего, обычай этот не православный, а является отголосками дремучего язычества. Потому что во-первых, весьма похож на почитание языческих богинь Рожениц, а во-вторых, ходили почему-то к берегам озер и рек, где по языческим поверьям живет разная нечисть, но никак не Богоматерь. Богоматери следовало молиться дома, перед её образом.

Справляли «братчину»

Еще один обычай, уходящий корнями в века – это организация «братчины», общего деревенского застолья, для которого закалывали быка, и на котором могли гулять до потери разума, что не приветствовалось православной церковью. Чем больше был урожай, тем разгульнее и обильнее был праздник, в котором принимали участие все жители деревни, и все, проезжал мимо, исключений не делали, об этом в своей книге «Календарные обряды русских, украинцев и белорусов» пишет этнограф В. К. Соколова.

Навещали молодоженов

Был обычай навещать в этот день новобрачных с определенной целью – прочитать им нотацию и научить, как правильно жить, – об этом пишет Полина Константиновна Рожнова в «Русском народном календаре».

Родные приезжали к детям, смотрели, как они живут на новом месте, хвалили или, наоборот, ругали и показывали, как надо делать правильно. Молодая хозяйка должна была не ударить лицом в грязь, выставить на стол лучшие блюда и напитки, похвастаться обновками. А молодой муж должен был показать отцу и тестю хозяйство, лошадей, сбрую, и конечно, урожай, собранный с полей. Считалось хорошим тоном обязательно угостить мужчин пивом или другим алкогольным напитком.

Устраивали «засидки»

В этот день во многих избах «обновляли огонь», зажигая его самыми древними способами, что тоже говорит о том, что обряд этот не христианский, и православным так поступать не стоит. С этого же дня крестьянским детям позволялось сидеть вечером «с огнем» то есть с лучиной или со свечами, поскольку день становился коротким и вечером рано темнело.

Взрослые тоже в течение недели могли устраивать по вечерам «засидки» – посиделки с угощениям и вином. Любопытно. что в «засидках» старались принимать участие те ремесленники, которых ждала новая работа: бочары, слесари, столяры, плотники, строители. Это были как бы праздники перед длительным периодом труда.

А еще считали, что в праздник Рождества Богородицы на юг улетают последние ласточки. В этот день в храмах на западе России освещали пшеницу для озимого посева.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: