Традиция

Почему некоторые молитвы повторяются во время службы

Автор: Наталья Данилина  |  2019-04-12 10:30:55

Приходя в храм, многие замечают, что некоторые молитвословия на богослужении довольно часто повторяются. Возникает закономерный вопрос – неужели Бог не слышит нас с первого раза? Как тогда относиться к словам Христа: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Матф.6:7-8)?

Действительно, Христос заповедовал ученикам лишь одну молитву – «Отче наш». Но, вероятно, причиной появления подобной усиленной молитвенной практики и её вхождения в богослужебный обиход явилось развитие монашеской аскетической традиции. Уже с первых веков христианства, удаляясь в пустыни, монахи направляли все усилия на совершенствование своего духа и устремление к Богу.

При этом единственным источником существования был какой-либо физический труд, во время которого, дабы не отвлекаться, отшельники старались занимать ум непрестанной молитвой. К XIV веку в православии окончательно оформилась и укрепилась традиция исихазма (от греческого «исихия» - безмолвие), которая формировалась постепенно, вбирая в себя опыт подвижников первых веков христианства.

Исихазм стал «краеугольным камнем» православного аскетизма, в основе его лежала идея обожения посредством непрестанной молитвы, соединяющей ум и сердце, и очищающей душу. Так называемое молитвенное делание предполагало не просто произнесение молитвы, но и контроль над своим сознанием.

Устав же православного богослужения формировался как раз на основе монашеской практики, а потому неудивительно, что её элементы проникли в жизнь мирян. Церковь обосновывает многократные повторения молитв именно необходимостью сосредоточения ума, а никак не «глухотой» Бога.

Например, священники утверждают, что повторение молитвы «Господи, помилуй», которая известна с ветхозаветных времён, имеет целью усилить покаянный настрой человека, а число повторений (3, 12 и 40) в Библии имеют некий символический смысл.

Однако важно понимать, что это всего лишь устоявшаяся богослужебная традиция, которая не несёт в себе какого-либо сакрального смысла, и подобное действие не является заклинанием или мантрой. Любая молитва, конечно же, требует особого настроя, но она не станет более действенной только от многократного её повторения.

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий необходимо
Читайте также:
Рекомендуемые статьи
Сухарева Башня
Рекламные статьи
Мы в Одноклассниках
Кириллица в Одноклассниках