
Два слова: о Хлебе и Спасе
Сегодняшний день — день поразительной символической эклектики. Народная традиция Хлебного Спаса сочетается с празднованием перенесения из Едессы нерукотворного образа Христа. И всё это — в день попразднества Успения Пресвятой Богородицы.
Слово о хлебе
Хлеб сакрален.
Это единственный «продукт», упоминаемый в Господней молитве. В Отче Наш хлеб упоминается не только в буквальном, гастрономическом смысле, но и метафорически, как «хлеб насущный для души», то есть «Слово Божие, Тело и Кровь Христовы».
В добуквенную эпоху хлеб обозначался тем же символом, что и солнце – кругом с точкой посередине.
В русском фольклоре «хлеб – всему голова». Центральное значение хлеба мы усваиваем с детства. Каждый знает, что «с хлебом играть — грех». Народ создал сотни пословиц о хлебе, в них подчёркивается его культовое значение, приоритет среди всех прочих продуктов.
Есть удивительная пословица: «Был бы хлеб, а у хлеба люди будут». Здесь хлеб не просто наделяется центральной значимостью, но и приобретает черты демиурга, становится важнее и первичнее человека, людей, человечества.
Хлеб занимает центральное место на столе. В патриархальном обществе хлеб режет глава семьи, глава рода, это почётное и важное дело. Хлеб объединяет людей – свадебный каравай – традиционный символ гарантии крепкого семейного союза. В русской кулинарной культуре существует множество «хлебных блюд»: калачи, сайки, баранки, шаньги, пироги. Михайло Ломоносов в своей грамматике показывал склонение существительных на примере слова «шаньга», что, конечно, тоже неслучайно.
Слово о Спасе
Сегодня, в Хлебный Спас, когда пекут хлеб из нового урожая и освящают его, в народе также принято торговать холстами. История появления этой традиции не так очевидна, как история почитания хлеба, но связана она с не менее сакральным для русской культуры образом – образом Спаса Нерукотворного, почитание которого также отмечается сегодня, 29 августа.
История Спаса Нерукотворного уходит корнями в древние времена.
Царь Авгарь, правивший в сирийской Едессе во времена Христовой проповеди, страдал от проказы. Слух о чудесах, творимых Господом, распространился по Сирии и дошел до Авгаря. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя.
Ананий, прибыв в Иерусалим, не смог пройти к Христу, вокруг которого было много народа, и решил запечатлеть его образ на расстоянии, но из этого ничего не вышло. Христос сам подозвал Анания, назвал его по имени, передал Авгарю короткое письмо, попросил принести воду и убрус (холст). Иисус умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу.
Так началась история Спаса Нерукотворного. В Едессе убрус с ликом Христа был до 944 года, его приходилось скрывать от одного из правнуков Авгария (язычника), при помощи крестного хода с образом Христа епископу Едессы удалось защитить город от разорения персами. В 944 году император Константин Багрянородный (912-959) пожелал перенести Образ в Константинополь и выкупил его у эмира — правителя города. С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь. 16 августа (29 августа по Новому стилю) Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы.
Спас Нерукотворный – один из ключевых и наиболее значимых образов в русской иконографии. С него начинается иконопись: по традиции, икона «Спас Нерукотворный» — первый самостоятельный образ, который доверяют писать иконописцу, прошедшему ученичество. Именно Спас Нерукотворный был изображён на русских боевых знамёнах. По сути, это был первый русский флаг.
Алексей Рудевич
Читайте наши статьи на Дзен