Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2014-11-20 18:09:03
Андрей Прокофьев

Эти странные исландцы

Сегодня первый из «Дней Арктики» в Москве, он был целиком посвящен научным вопросам, связанным с арктическими территориями. В богатых залах и коридорах Дома ученых ходили разные ученые, а мы в кулуарах поймали не ученого — исландца Холдора Йоханссона из Арктического совета, он возглавляет Arcticportal — основной информационный портал совета.

халдор

А что такое Arcticportal организационно?

Это орган Арктического совета, который был, кстати, создан на совещании министров в Салехарде уже довольно давно в 2006 году. Мы не только генерируем и аккумулируем информацию по арктическим делам, но и даем площадку для разных арктических организаций, в том числе, например, для оленеводов – вот тут как раз присутствует мой друг Миша – лидер ассоциации молодых оленеводов. И также мы консультируем по арктическим вопросам.

Портал только на английском?

Пока да, но планируем запускать русскую и китайскую версии.

Вообще сейчас много всего вокруг Арктики организуется: и порталы, и общественные движения, и то, и другое. Какое у вас преимущество?

Я думаю, что в первую очередь – это то, что мы получаем и анализируем информацию разных арктических стран и организаций. Например, даже если взять определение арктической зоны. Только что выступал российский ученый, и в его докладе арктическая зона была одна. Для Исландии она несколько другая, потому что если брать российский вариант, то Исландия туда вообще не входит. Или вот у Арктического совета самого есть целых три варианта границ Арктики. Именно поэтому я предпочитаю слово Север. Так вот, всю информацию мы объединяем на едином инфографике. И так в самых разных областях: оценка ресурсов, рыболовство, судоходство и т.д.

Что касается судоходства, как вы оцениваете перспективы международного использования Северного морского пути.

Хотелось бы, чтобы они были более высокими, так как Исландия от этого только бы выиграла в силу просто географического положения, однако сейчас существует много «но». Учитывая, что большая часть пути идет по России, очень резко встает вопрос инфраструктуры и безопасности судоходства. Сейчас страховые компании вообще не готовы покрывать риски хождения по северному пути, потому что просто-напросто их невозможно просчитать. Это – одна из ключевых проблем.

А как вы думаете, в растущей конкуренции в Арктике возможно ли сохранение существующего правового регулирования и правил игры? Достаточен ли для этого Арктический совет, не секрет, что многие не арктические государства считают, что дела Арктики не должны решаться только арктическими странами.

Хороший вопрос. Я присутствовал практически на всех заседаниях Арктического совета с 2004 года, и видел, как он развивался из того, что можно было скорее назвать дискуссионным клубом, в основном по экологическим вопросам, до вполне политического, принимающего решения органа. Сейчас Арктический совет концентрируется в значительной степени на экономических вопросах, там работает Экономический совет. Конечно, в том, что касается политики, есть проблемы: это создание блоков стран, отстаивающих свои интересы, и, должен сказать, что большинство проблем создает вовсе не Россия. С другой стороны, Арктический совет понимает, что арктический регион, его воздействие на ближайшие страны, действительно не ограничивается только странами Арктического совета. Вот, сегодня, например, в новостях мы видели, как на американский штат Нью-Йорк покрылся за несколько часов метровыми сугробами. Что это, если не воздействие Арктики? Мне кажется, управление Арктикой на сегодняшний день вполне адекватно и в очень хорошей форме происходит. Есть, конечно, много вопросов, связанных с ресурсами. Например, рыба. Если макрель сейчас ушла к Исландии, хотя ее там не было много лет, а потом уйдет в Сибирь, то чья это рыба? Или еще более острый вопрос судоходства. Он вовлечет огромное количество игроков, и давление на арктические страны возрастет. Все эти вопросы необходимо решать, и Арктический совет – очень подходящий орган для этого. Однако, например, Канада, которая председательствует сейчас, вообще не использовала секретариат Совета, так как у них есть свой офис. То же самое наверняка будет и с США, которым перейдет председательство. Так что конфликты есть.

Что касается Исландии, в своей арктической политике она на кого опирается, с кем сотрудничает?

Исландия подала заявку на членство в ЕС, но потом сменилось правительство, и оно приостановило процесс. Так что с ЕС пока отношения не слишком тесные. Традиционно Исландия опирается на США, у нас долгое время действовала их военная база. Они ее покинули, правда, неожиданно, не сказав «до свидания». Но это что касается политики. У Исландии были очень тесные экономические связи с СССР, было довольно много рабочих мест на рыбных предприятиях. И отношения с современной Россией я оцениваю как хорошие, и они могут быть еще лучше. Сотрудничество с Гренландией, несмотря на близость, не очень тесное. Это, в основном, медицинское обслуживание, спасательные работы. Сотрудничество с Канадой сейчас растет, хотя в целом было не очень значимым: в основном развитие в области транспорта. Например, мы могли бы заменить Санкт-Петербург как перевалочный пункт, это сработает и для Канады, и для Аляски. Мы рассчитываем и на подобное сотрудничество с Россией.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: