Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2015-11-18 17:26:51
А. Остоя

Последняя ересь Империи

Святая гора Афон в сознании каждого русского православного предстает как место великого вечного покоя. Но еще сто лет назад этот остров стал горячей точкой, где решалась духовная судьба русского народа.


Духовный бестселлер

Все началось с книги…

В 1907 году по благословению оптинского старца Варсонофия была опубликована небольшая брошюра «На горах Кавказа». Автором книги значился схимонах Иларион, некогда афонский насельник, последние годы живший отшельником на Кавказе. Книга представляла собой беседу Илариона с кавказским пустынником Дисидерием, в которой старец преподает Илариону все тонкости Иисусовой молитвы. Сам автор в предисловии написал:

«Книга сия написана при помощи Божьей с единственною целию возможно полнаго объяснения Иисусовой молитвы, которая, по согласному всех Святых Отец учению, есть корень и основание духовной жизни и вместе ея верх и совершенство. А потому и в нашем произведении вся сила речи преимущественно и направлена на разъяснение сего предмета. Молитву мы везде ставим выше всех добродетелей, между которыми равнаго ей, конечно на ея высших степенях, нет ничего. Она соединяет нас с Богом таким тесным и ближайшим союзом, что в ней мы бываем с Ним, по слову св. Апостола,»един дух» (1 Кор.6:17) и делаемся «общниками Божественного естества» (2 Пет.1:4). Конечно, такой близости и такого крайняго единения нашего духа с Богом не может быть нигде, кроме как в молитве, и ещё в достойном приобщении святых, животворящих, безсмертных Христовых Тайн».

Книга выдержала три издания (1907, 1910 и 1912 гг.), заслужив восторженные рецензии. Самые теплые отзывы о труде старца высказывали многие иерархи Русской Православной Церкви, а также весь свет русской религиозной философии – Сергей Булгаков, Павел Флоренский, Алексей Лосев, Николай Лосский, князь Евгений Трубецкой… Последний написал: «Эта книга прожгла мне душу. Ничего более чистого, прекрасного и святого из человеческих, произведений я не читал. Это — человек, который видит Бога».

Третье издание книги было выпущено издательством Киево-Печерской Лавры фантастическим по тем времена тиражом – 10 тысяч экземпляров. По мнению многих, «В горах Кавказа» могла дать новый, сильнейших импульс к духовному возрождению России. Однако вместе c популярностью книги в недрах Церкви зрел грандиозный протест.

«Фиваидские мужички»

Книга Илариона получила широкое признание и среди русских монахов на Афоне. Надо отметить, что состав афонских насельников из России был довольно пестрым. Здесь были монахи с отличным светским и богословским образованием, как правило, выходцы из дворянских семей, и насельники более простого происхождения, что называется, «из народа», которые не так были сильны по части богословия, но отличались прекрасным знанием святоочеческой литературы. Именно у этой части монахов книга «В горах Кавказа» получила большую популярность. «Интеллектуалы» же увидели в книге Илариона попытку обожествления простого «человеческого имени» – Иисус, которое носили некоторые герои Ветхового Завета. Так начинался разлад на Русском Афоне.

Одним из главных критиков книги стал иеромонах Фиваидского скита Свято-Пантелеимонова монастыря Алексий (Киреевский), который начал активную проповедь среди других насельников , утверждая, что имя Божие не может отождествляться с Богом. Возник конфликт. Часть жителей Фиваиды признали Алексия еретиком и даже прекратили брать у него благословение. Подобный раскол возник и в других местах Русского Афона — Андреевском скиту Ватопедского монастыря и самом Свято-Пантелеимоновом монастыре.

Дело принимало дурной оборот, и старший духовник Свято-Пантелеимоновой обители о. Агафодор обратился к игумену Андреевского скита Иерониму с просьбой найти образованного инока, который мог бы «раскритиковать» книгу. Тот в свою очередь попросил написать разгромную рецензию иеросхимонаха Андреевского скита Антония (Булатовича), бывшего кавалериста и путешественника . Антоний с радостью согласился «посрамить фиваидских мужичков», впавших в пантеизм, и уже начал писать отповедь, но после прочтения книги, сжег написанное. Через некоторое время именно Антоний (Булатович) станет лидером движения имяславцев.

 

«Ересиарх»

Начало XX века дала русской истории целую плеяду ярких характеров, биографии которых могла претендовать на отдельный эпос. Лавр Корнилов, Эдуард Толль, барон Унгерн фон Штернерг, атаман Анненков, Николай Гумилев,

Имя Александра Булатовича (в монашестве – Антония) выпало из нашей исторической памяти, хотя могло и возглавлять этот список.

Александр Булатович, после принятия монашества – Антоний) был потомственным военным.  В своей «доафонской» жизни Булатович прославился как исследователь Эфиопии. В возрасте 26-ти лет он будучи корнетом гусарского полка записался в русскую миссию Красного Креста, которая отправлялась в Абиссинию. В течение года молодой русский гусар объездил всю Эфиопию, опубликовав потом в России книгу о своем путешествии «От Энтото до реки Баро».  Скоро Александр Булатович заслужил доверие императора Эфиопии Менелика II, который в знак высокого признания даровал русскому путешественнику боевой плащ из львиной шкуры и головную повязку с львиной гривой. Спустя некоторое время император обратился к Булатовичу с предложением принять участие в завоевательном походе эфиопской армии против южных племен, и будущий монах с честью принял это приглашение.

Булатович писал: «Меня лично тянет туда, где русскому офицеру — деятельность действительная». Вернувшись из Эфиопии, он вскоре отправился в Китай, где как раз вспыхнуло боксерское восстание.  В Санкт-Петербурге Булатович был одним из любимых героев светского общества. Ему прочили блестящую карьеру, но вдруг… В 1903 году Александр Булатович увольняется из армии и отправляется на Афон, где постригается в монахи. Загадка этого поступка удалого гусара, баловня судьбы, так и останется не разгаданной. Одни будут говорить, что жизнь Булатовича перевернула его встреча с Иоанном Кронштадтским, другие – искать причины в не разделенной любви.

… И вот, спустя почти десятилетие, Булатович, а точнее —  иеросхимонах Антоний, оказывается снова в центре событий.  В 1912 году бывший гусар становиться вождем движения имяславцев. Ответив на просьбы других афонцев, он пишет несколько богословских статей в защиту учения Илариона и книги «На горах Кавказа».

К этому времени противостояние «интеллектуалов» и «фиваидских мужичков» вышло за границы Святой Горы. И вот уже один из самых уважаемых иерархов Русской Православной Церкви, архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий), включается в борьбу на стороне «имяборцев»:

«На Афоне продолжаются распри по поводу книги впавшего в прелесть схимонаха Илариона «На горах Кавказа», весьма сходной с хлыстовщиной, которая, как пожар, захватывает всю Россию. Сущность этой хлыстовской прелести заключается в том, что какого-нибудь мужика, хитрого и чувственного, назовут воплотившимся Христом и какую-нибудь скверную бабу Богородицей, и им поклоняются, вместо Бога, а затем предаются свальному греху. Вот к такому-то заблуждению и направляет своих неразумных последователей о. Иларион, сам того, как мы надеемся, не сознавая».

«Хлыстовщина»

13 Августа  1912 года иеросхимонах Андреевского скита Антоний Булатович в связи с гонениями на имяславцев от Игуменов Андреевского скита и Пантелеимоновского монастыря, запретивших даже на исповеди говорить с духовниками об Иисусовой молитве, пишет Константинопольскому Патриарху Иоакиму III-му письмо с просьбой защитить имяславие. За этим посланием следует письмо группы монахов-имяславцев Патриарху по тому же вопросу.

После осуждения в России книги «На горах Кавказа» архиепископом Антонием (Храповицким), который назвал имяславие «хлыстовщиной», следует жалоба о.Антония (Булатовича) Патриарху и Обер-Прокурору Св.Синода с просьбой о защите от подобных нападок.

Игумен Пантелеимоновского монастыря Мисаил, напуганный тем, что среди Русских Афонцев имяславие приобретает авторитет и знакомый с отрицательным отзывом архиепископа Антония (Храповицкого), представил книгу «На горах Кавказа» на суд Патриарха Иоакима III.

12 Сентября тот в своём Послании осудил книгу, хотя есть сведения, что первоначально (в 1907-м г. при первом издании) он её одобрил.

Продолжение следует

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: