Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2015-06-26 23:44:11
Кириллица

Родная трава

Первые медицинские энциклопедии на Руси — травники и лечебники. Аптека «с немцем» и Аптекарский огород. Монастырские больницы и «народные врачеватели».


Медицинская книга на Руси

Древнейшими памятниками медицинской письменности являются лечебники и  травники. Описания врачеваний можно найти в изборниках  («Изборник великого князя Святослава Ярославича»), евангелиях («Остромирово евангелие», «Архангельское евангелие») и житиях («Повесть о Петре и Февронии»).  

СОВСЕМ ЗЕЛЕНЫЕ

Из этих старинных летописей и книг, которых, к слову, до нашего времени дошло всего 200 экземпляров, можно узнать, что набольшей популярностью пользовались лекарства из полыни, крапивы, подорожника, багульника, «злоненавистника» (бодяги), цветов липы, листьев березы, коры ясеня, можжевеловых ягод.

Позже в Московском государстве появились  прототипы аптек — «зелейные лавки», в которых торговали различными травами и приготовленными на их  основе лекарствами.

При Иване Грозном в Москве открываются аптеки с «немцем», т. е. иностранцем. Приблизительно в это же время врачом Строгановских солеварен в XV веке был составлен «Лечебник Строгановских лекарств о врачевании от всяких болезней и о всяких зелейных спусках».

В XVII веке в русской медицинской литературе появились так  называемые «Вертограды» (сады), составители которых рассказывали не только о приемах изготовления лекарств и некоторых химических операцих, но и о поведении врача с пациентами: «Пришедшему лекарю к больному человеку сести подле него прилично, не торопясь, и разговаривать бы речи к развеселению болезненного человека». Обычно «Вертоград» начинался вопросом: «Грех ли прибегать к хитростям врачебным?» Тут же давался ответ: медицинское искусство нужно «как земледелие».

Аптекарский огород

Использование лекарственных трав в России приняло стало делом государственным при царе Алексее Михайловиче. По его приказу был создан Аптекарский приказ, который руководил сбором и разведением лекарственных растений. Появились и «аптекарские огороды», где разводились лекарственные растения. В Москве их было несколько: между Боровицкими и Троицкими воротами на берегу Неглинки, за Мясницкими воротами, в немецкой слободе. В садах также сажали яблони, вишни, малину — их плоды использовались лекарями. Были еще и «верховые сады», разбитые на крышах Кремля, где выращивали в ящиках шалфей, руту, мяту и другие ароматические травы.

Позже по приказу Петра I «аптекарские огороды» были созданы во всех крупных городах при военных госпиталях. Он выписывал травы из Москвы в Петербург и просил, чтобы дорожки обсаживались ромашкой и мятой, «кои пахнут».

Аптекарский огород выполнял функцию царского городского парка и поставлял Двору растительные продукты. Именно этому аптекарскому огороду суждено было впоследствии стать крупным центром ботанической науки – Ботаническим институтом. Московский Аптекарский огород, основанный чуть раньше, в 1706 г., явился базой для организации ботанического сада Московского университета. В Астрахани по приказу Петра I также были заложены крупные плантации лекарственных растений.

Не навреди!

Но не стоит думать, что на Руси спасались только самолечением! В монастырскую больницу Киево-Печерской лавры—первого русского монастыря, основанного в первой половине XI в. в окрестностях Киева, со всей Руси приходили люди за исцелением от различных недугов.

Для тяжело больных при монастыре были специальные помещения , где постоянно дежурили монахи. «Киево-Печерский патерик» (XII в.) сообщает о нескольких таких подвижниках, прославшихся своим врачебным искусством. Среди них — пришедший из Афона «пречудный врач» Антоний (XI в.), который лично ухаживал за больными, давая им свое исцеляющее «зелье»; преподобный Алимпий и Агапит — ученик преподобного Антония.

О «народных врачевателей» говорится также в «Русской Правде» — древнейшем из дошедших до нас своде русских законов, составленном при Ярославе Мудром. «Русская Правда» законодательно устанавливала оплату труда лечцов: по  законам того времени человек, нанесший ущерб здоровью другого человека, должен был уплатить штраф в государственную казну и выдать пострадавшему деньги для оплаты за лечение.



Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: