Грумант будет русским
Открытый тысячу лет назад поморами остров Грумант – теперешний архипелаг Шпицберген – в последнее время становился одним из центров геополитики НАТО в Арктике, хотя и его правовое регулирование, и сама соль этой земли требует создания на нем международного научного центра. И вот министерство природных ресурсов и экологии РФ собирается отправить на Грумант постоянно действующую Российскую научную арктическую экспедицию. Как развивались события на Шпицбергене в последние десятилетия, мы писали несколько месяцев назад, и тоже очень надеялись на то, что РФ поставит цель научного развития архипелага.
Основными задачами экспедиции станут формирование программ научных наблюдений и экспедиционных работ на архипелаге Шпицберген и прилегающих акваториях, решение вопросов взаимодействия с российскими и международными научными организациями по совместным экспедиционным и исследовательским работам, выполнение научных программ и экспериментов, проведение студенческих практик, научных семинаров и конференций.
Присутствие научной экспедиции позволит также обеспечить функционирование Российского научного центра, в то время как выполнение сезонных и круглогодичных полевых работ призвано стать одним из наиболее эффективных видов деятельности, соответствующих национальным и стратегическим интересам России в Арктике, сообщается на сайте Минприроды РФ.
Экспедиция будет функционировать как структурное подразделение ФГБУ «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт» Росгидромета. Предварительная штатная численность зимовочного и сезонного составов экспедиции составит около 100 человек.
Как Россия прозевала Шпицберген
На протяжении столетий с «официального открытия» Шпицбергена Баренцем в 1596 году на него в вялотекущем режиме претендовали несколько стран, например, на картах России архипелаг был отмечен как «Святые русские острова», Дания и Англия заявили претензии чуть позже. Острого характера споры не принимали: разные страны истребляли там китов и моржей, пока не уничтожили их полностью и не оставили острова terranullius. В конце XIX интерес к острову возрос со стороны науки и путешественников, там появились серьезные полярные экспедиции, но тут в России произошла революция, и на Парижской мирной конференции Норвегия, воспользовавшись отсутствием России, заполучила архипелаг с оговоркой, что остальные страны, которые там присутствуют, так и будут вести свои дела.
Русские на архипелаге
Сейчас русские остались только в Баренцбурге – это рабочие шахты треста «Арктикуголь», задействованные на экологически грязном производстве и живущие в окружении свалок мусора арктических путешественников. Еще два поселка – Грумант (поморское название Шпицбергена) и Пирамида – законсервированы. Таким образом, русских на островах сейчас не больше 500 человек – против более 2000 норвежцев, которые, конечно, не законсервировали ни одного своего поселения, а даже наоборот – развивают их.
Норвежское наступление
Под укрепление норвежских позиций на архипелаге и в целом в Арктике выделяются большие деньги. Шпицберген является ключевым объектом в «высокоширотной северной политике» королевства «Баренц 2020», которая «занимает уже в течение длительного периода центральное место в политике Норвегии», как отмечается в документах МИДа Норвегии.
Правовой режим
Это один из способов мягкого выживания России с архипелага. В Парижском договоре, конечно, не определялись все детали использования острова. Вопрос о шельфе вокруг архипелага или вопрос о постоянном пребывании иностранцев на территории Свальбарда. Пользуясь этим, начиная с конца ХХ норвежцы стремятся свести к нулю действие положений договора и распространить на архипелаг в полной мере норвежские законы. Например, создаются неудобные условия для пребывания иностранцев на Шпицбергене, изменяется система налогообложения на архипелаге. В 2012 году, например, администрация Свальбарда потребовала, чтобы все россияне, работающие на Шпицбергене или ведущие там научную деятельность, платили налоги в норвежскую казну.
Экологические войны
В начале XXI века ведётся работа по приданию архипелагу статуса объекта всемирного наследия. Норвежцы не дали построить дорогу между двумя поселками, принудили закрыть самую грязную угольную шахту. Правда, государство продолжает там добывать уголь и даже собирается открыть новую, но давление экологически грамотных норвежцев очень сильно. Сейчас 57% территории архипелага являются охраняемыми зонами. В решениях стортинга отмечено: «Шпицберген представляет значительную часть последней нетронутой природы Норвегии и Европы с уникальным качеством среды и уязвимыми экосистемами, хозяйственное использование которых требует серьезного обоснования. В рамках международного договора о Шпицбергене Норвегия несет большую ответственность за судьбу этих уязвимых экосистем. В случае конфликта разных интересов на Svalbard соображения охраны среды должны иметь решающее значение». Конечно, природоохранная активность норвежцев затрагивает и интересы России, усложняя возможности для работы на островах. Например, принят закон, который вместо уведомительной процедуры о новых разработках полезных ископаемых или иной хозяйственной деятельности вводит разрешительный порядок для всех участников экономической деятельности на архипелаге.
«В современном мире, где продолжается жесткая конкуренция борьбы за ресурсы, пространство и коммуникации в Арктике просто непростительно давать лишние козыри в использовании инструментов мягкой силы против России, в попытках интернационализации Русского Севера (норвежский проект БЕАР), национальной акватории Северного морского пути, на что ориентируется США в своей арктической стратегии (2013) и плане мероприятий (2014), реализуя принцип свободы морей. Юрий Лукин, доктор исторических наук, главный редактор журнала «Арктика и север».
Научный интернационал
На Шпицбергене растет научный центр арктических исследований, к работе в котором норвежская сторона приглашает все заинтересованные страны, включая Россию. Кроме Норвегии, здесь наиболее активно ведут научные исследования Польша, Германия, Франция и Великобритания. В Ню-Олесунне находятся постоянные научные станции 10 стран (в т.ч. Италии, Японии, Южной Кореи, Китая и Индии), а всего исследования на архипелаге ведут ученые примерно двадцати стран. Важно, что исследования там ведутся в различных областях науки, не ограничиваясь определением шельфов и залежей. Например, не так давно там нашли ископаемого ихтиозавра, гляциологи на основе исследований на Шппицбергене предсказывают скорое таяние Арктики, а еще там создан Всемирный семенной банк, расположенный в одной из выведенных из эксплуатации шахт архипелага.
Лев Воронков, профессор МГИМО, д.и.н. «Норвежцы избегают разрешения многих спорных вопросов в российско-норвежских отношениях на двусторонней основе, оставляя открытой возможность при диалоге с Россией опереться на поддержку своих северных соседей, других стран-членов ЕС, а также союзников по НАТО. Сотрудничество Норвегии на Крайнем Севере с «северными, европейскими и североамериканскими друзьями и союзниками» осуществляется также в рамках «северного сотрудничества», Совета Баренцева/Евро-арктического региона (СБЕР), Арктического Совета (АС), «Северного измерения» и его Партнерств».
Латентная милитаризация
Норвегия является одним из активных участников НАТО и является проводником интересов США в Арктике. На архипелаге расположена «Свал Сат», ракетный полигон «Свал Рак», а также РЛС, строится обсерватория, которая войдет в сеть из почти 25 обсерваторий, которые должны вместе обеспечить спутниковую инфраструктуру и мониторинг климата в Арктике. Эти объекты могут быть использованы в военных целях, что запрещено Парижским договором. Однако норвежцы трактуют Парижский договор так, что «демилитаризация архипелага» означает лишь запрет создавать военно-морскую базу и другие объекты прямого военного назначения. При этом Осло не скрывает того, что будет стремиться к усилению военного присутствия в северных морях. Общее оперативное управление Вооруженными силами Норвегии перенесено на север страны, в город Будё, а в Сортланд, перемещено и Главное управление Береговой охраны. По решению стортинга ежегодно, начиная с 2012 года к Шпицбергену сюда будет направляться один из крупных кораблей норвежских ВМФ. Шпицберген занимает не последнее место в стратегическом планировании НАТО, поэтому вытеснение россиян с архипелага позволит командованию НАТО более активно разворачивать свою активность в этом районе, лишив Москву возможности эффективно контролировать соблюдение условий Парижского договора.
«Все заметнее проявляются геополитические амбиции Норвегии в Арктике, направленные на рост статуса и создание имиджа арктической региональной сверхдержавы, возрастает ее активность на международной арене. 19–20 января 2011 года в Лондоне прошёл Североевропейский саммит, на котором лидеры девяти стран — Великобритании, Исландии, Швеции, Дании, Финляндии, Норвегии, Эстонии, Латвии и Литвы — обсудили укрепление сотрудничества, а также идею создания северного «мини-НАТО». Концептуальной основой для создаваемого нордического пакта является доклад Торвальда Столтенберга «Nоrdic CooperationonForeignandSecurityPolicy». Арктическая направленность создаваемого военного блока не вызывает сомнений. Сам Т. Столтенберг не скрывает, что идея скандинавской мини-НАТО — это ответ на усилия России по межеванию и освоению арктического шельфа и природных ресурсов под ним», Александр Порцель, к.и.н., Мурманск.
Очевидные геополитические выводы
- Россия должна расконсервировать и заселить заброшенные поселки на Шпицбергене.
- Вместо ведомого положения в экологическом движении, Россия должна возглавить экологическую активность в регионе, опираясь на европейских экологов, и таким образом контролировать военную и промышленную активность Норвегии на архипелаге.
- Россия должна развивать научное сотрудничество со всеми странами на архипелаге и добиваться свободного режима въезда для ученых и сотрудников российских поселков.
- Россия должна противопоставить правовым шагам Норвегии, в том числе созданию Арктического альянса и программе интернационализации Баренцева бассейна, активное продвижение решения ЦИК 1926 года об арктических территориях.
- Россия должна подписать переработанный двусторонний договор с Норвегией взамен договора от 2011 года, который нарушает Парижский договор, размывает международно-правовой статус Шпицбергена и создает риски реализации решения ЦИК 1926 года.