Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2014-09-20 19:37:10

Примитивная изоляция

В психологии есть понятие «примитивная изоляция» — это самый простой инфантильный способ психологической защиты путём ухода от реальности. Например, ребенок засыпает от переизбытка эмоций, витает в облаках, когда не хочет учить что-то или слушать наставления, и т.п. Если не следовать аутичной модели в изоляционистской игре, то новая ситуация с трансграничными связями России не выглядит такой уж угрожающей. Некоторые ключевые вопросы нового расклада у границ России — в интервью Антона Киреева, кандидата политических наук, доцента кафедры политологии Школы региональных Дальневосточного федерального университета.

Нагнетание обстановки

киреев

Сейчас очень много публикаций на тему кризиса Украины, и, по-моему мнению, в них есть тенденция усугублять и драматизировать возможные последствия этого кризиса для наших отношений с некоторыми развитыми странами. Некоторые авторы пишут даже о возможном начале масштабной войны… На мой взгляд, опасны разговоры и далеко идущие рассуждения на эту тему. Если эту проблему не обострять слишком резкими и категоричными оценками, то военного противостояния не может быть.

Угроза изоляции

Конечно, угроза изоляции существует. Это уже даже не угроза, а отчасти реальность – санкции против нашей страны. Но с российской стороны, на мой взгляд, мы должны не поддаваться на действия тех, кто хотел бы нас изолировать, не предпринимать шагов, которые могли бы подкрепить эту тенденцию, не подыгрывать нашим западным партнерам в этом отношении. И не забывать о том, что у нас есть обширные границы, много других соседей, которые самим своим существованием не позволят нам оказаться в изоляции, если мы сами себя, конечно, не загоним в эту ситуацию (с точки зрения трансграничных отношений), которая у нас была в советский период.

Западные границы

Очень многое уже произошло на западном участке российской границы. Мы видим попытки Украины воздвигнуть там некие инженерные сооружения и стену создать на этом участке. Да и не только Украины, но и некоторые наши соседи ближайшие из Прибалтики или Польши, насколько я могу судить по СМИ, тоже высказывают желание соорудить там защиту, которая должна воспрепятствовать российской угрозе. Ну и плюс конечно, сами санкции – это серьезные затруднения для торговли, инвестиций, для миграции… Все это, на мой взгляд, говорит о том, что часть Европы хотела бы нашу западную границу заблокировать и превратить в некий трудно проницаемый или вообще непроницаемый рубеж. Такое желание есть, и наша политика должна опираться на те силы на Западе и в Европе, которые такой изоляции не желают, потому что она будет крайне болезненна и для самих этих стран, и с экономической точки зрения, и с социальной, и с политической.

На мой взгляд, ослабление интенсивности трансграничных отношений на западном участке неизбежно, без последствий это не пройдет, но от нас зависит, насколько сильно эти отношения ослабнут, насколько глубоким будет спад, но это уже зависит от того, как себя поведет Россия, какую политику мы выберем.

Вокруг Северного полюса

Россия претендует на значительную часть шельфа Северного Ледовитого океана. Этот шельф чрезвычайно богатый полезными ископаемыми, рудными месторождениями. С экономической точки зрения, это — очень ценный регион. Но этот регион также очень ценен для нас и с точки зрения обеспечения нашей безопасности. Мы просто не можем ничего не предпринимать, пока другие страны, арктические державы, заметно активизировались (особенно в последние годы). Уже только по этой причине мы не можем пассивно наблюдать, но мы должны предпринимать усилия и по обеспечению безопасности своих границ, по предотвращению какого-то несанкционированного проникновения в нашу экономическую зону, оберегать рыбные ресурсы.

Интернационализация Северного морского пути

Есть планы по интернационализации Северного морского пути, то есть использования его для нужд других стран без согласия на это российских властей, что безусловно, нам не только невыгодно экономически, но и рискованно с военной точки зрения, с точки зрения безопасности. То есть, сама международная ситуация нас подталкивает к тому, чтобы уделять этому региону больше внимания и, конечно, чтобы распространить свое влияние, свой контроль, свои права на более обширные пространства, нежели те, которые мы сейчас контролируем. Прежде всего, у нас есть исторические преимущества, поскольку мы раньше многих других стран приступили к освоению Арктики, тот же Северный морской путь именно усилиями России проложен и функционирует, да и само наше географическое положение таково, что такого протяженного побережья у Северного Ледовитого океана как у нас ни одна другая страна не имеет. Опять-таки научное освоение Арктики, мне кажется, осуществлялось Советским Союзом значительно более активно, чем другими арктическими странами, и это тоже не может не быть как-то вознаграждено. То есть у нас безусловно есть основания на то, чтобы претендовать на весьма почетное, весьма влиятельное место в этом разделе.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: