Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2014-03-28 23:00:31

«Русский Микеланджело»

Ода великому фотографу прошлого, связь времен, рассказ о деревенском «русском Микеланджело»… Все это «Кириллица» отметила в последнем фильме одного из лучших российских режиссеров-документалистов Марины Разбежкиной — «Оптическая ось».

С каждым годом у людей просыпается все большая тяга к изучению «семейной истории», «знакомству» с предками. Почти каждый из нас задается вопросом: откуда я родом? Вполне естественен и возросший интерес к фамильным фотоальбомам. Правда, скорее, это явление возрастное.

«Первое знакомство с содержимым старого сундука происходит еще в детстве, а вот реальная потребность – свидетельство уже определенной степени зрелости. Применимо это и к отечественному документализму. У него возникла необходимость сориентироваться в пространстве и времени, осмыслить свои истоки. «Оптическая ось» Марины Разбежкиной именно об этом».

Режиссер попытался осмыслить изменения, произошедшие в России с людьми за 100 лет. Марина Разбежкина сняла свой фильм в необычном жанре сопоставления нынешней реальности и фотографий, снятых на рубеже XIX и XX веков. Ее фильм — это и своеобразная ода знаменитому фотографу прошлого, основоположнику русского публицистического фоторепортажа — Максиму Дмитриеву.

Повествовательную основу фильма составляют семь фотографий. Места, запечатленные на фотографиях, сохранились, и для каждого изображенного сюжета найдено воплощение в дне сегодняшнем. Так возникают семь самостоятельных новелл, из которых и складывается единое действие.

«Кириллице» ближе всех оказался сюжет про деревенского ремесленника Авдея Маслова. Точнее, художника. Ведь после просмотра фильма назвать по-другому его уже невозможно.

«Сюжет, посвященный старому крестьянину-ложкарю, находится в самой сердцевине фильма и функционально представляет собой ту самую ось, относительно которой организована вся повествовательная форма».  Ведь и дед-ложкарь, и режиссер фильма — по-своему, по-разному, но художники.

Фотография ложкарного производства в селе Деяново – это портрет промысла в его зените. Вся семья от мала до велика занята изготовлением ложек. Даже бабы пилят березу на заготовки. Промысел в надежных руках, и ни его будущее, ни будущее героев снимка не вызывает беспокойства.
В современной же реальности зритель видит последнего ложкаря – абсолютно сказочного деда с седой бородой по пояс.

Авдей Маслов не просто «уходящая натура», он воплощенная метафора – последняя часть того целого, которое ушло безвозвратно.

Завороженный зритель не просто наблюдает за изготовлением ложки в реальном времени, а оказывается свидетелем того, как хроникальная фиксация ремесленного процесса превращается в метафору художественного метода.
Почти всю «новеллу» дед Авдей вырезает ложку. Как призналась Марина Разбежкина, сперва она думала сократить эту сцену. Но потом поняла, что в этом весь смысл. Что перед нами не просто деревенский ложкарь, последний носитель традиции, но и настоящий «русский Микеланджело».

Анастасия Некрасова

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: