Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2014-10-03 12:47:56
Александр Ситников

Золото казаков

Появление богатого казачества на Дону, конечно же, связано с военными экспедициями. Часто казакам не платили за службу, а просто отдавали на откуп города, которые они занимали в походах. Из первых наиболее успешным был персидский поход Степана Разина в 1668-1669 годах.

Первичное накопление золота

Донцы со Степаном Разиным разорили такие города, как Дербент, Решт, Фирабат, Астрабат, а также селенья вблизи Баку. Немецкий путешественник Энгельберт Кемпфер был свидетелем разграбления шахского дворца. Он писал, что казаки разрушили золотой бассейн Сулеймана и вывезли плиты из чистого золота, из которых он был сооружен. Была также вывезена и шахская «сокровищница китайских фарфоровых ваз, чаши из сердолика, агата, янтаря и посуда из горного хрусталя». Несмотря на противодействие этому походу со стороны царского правительства, казаки все же вернулись домой с добычей, так и не отдав её астраханскому воеводе И. Прозоровскому. Соратником Разина в том походе был Фрол Минаев, который в 1680 году был избран войсковым атаманом. По мнению историка В.Д. Сухорукова, именно Минаев стал первым казаком, «кто переступил за пределы простой жизни».

Первый казачий помещик

О Фроле Минаеве писал исследователь донского казачества Григорий Левицкий в своей книге «Черкасск и его достопримечательности». По его словам, дом этого атамана являл собой «какое-то странное смешение азиатских черт с древнерусским вкусом». Он стоял на высоком четырехугольном срубе, напоминающем крестьянскую клеть и именуемом «амшанником». Со всех сторон были пристроены высокие крыльца с лестницами. На крышах имелись деревянные или жестяные фигурки, играющие роль оберега от чар и колдовства злых людей.

При доме был построен двор с конюшней и псовой. Там же имелись хозяйственные постройки: летняя кухня, ледник, погреба. Для того, чтобы за всем этим хозяйством присматривать, Фрол Минаев нанял прислугу из людей, часть из которой приехала с ним из Москвы в 1672 году. Известно, что именно тогда он, будучи главой казачьего посольства, был принят царем Алексеем Михайловичем, который беседовал с ним о делах Азовских и Крымских. Московская жизнь подсказала Фролу Минаеву, что дворовые люди должны быть приучены к этому делу. Но в основном прислуживали ему пленные турки и татары, которые, впрочем, не притеснялись и даже получали жалованье. Они называли хозяина «бачкой».

Невиданное богатство

В доме казачьих «латифундистов» обязательно была комната для приема гостей, так называемое «зало». Будь то «русские дворяне, азовский ага, турецкие паши, горские князи, знатные татарские мурзы», гости — приятели тогда звались на калмыцкий лад – кунаками. По имеющимся традициям «кунак к кунаку без дорого подарка явиться не мог».

золото

«За столом от стаканов до чаш и блюд – всё было из серебра»,  — писал историк В.Д. Сухоруков, особо подчеркивая, что в 17 веке это было уделом только царского двора, и к нему приближенных. Для сведения, дворяне массово начали пользоваться серебряной посудой только в конце 18 века.

Принимал гостей богатый атаман в «бархатном кафтане на пупках собольих, ценой в сто рублей». Много ли это, или мало, можно судить по воспоминаниям одного заезжего голландца, который купил золотую цепь, длиной в сажень (примерно 2 метра 13 сантиметров) за сорок рублей. Кстати, богатства свои, за исключения оружия, украшающего стены, казаки хранили в погребах, дабы защитить от частых пожаров. Вслед за Минаевым в Черкасске появились и другие богатые донцы, которые обзавелись прислугой и начали разумно вести свое хозяйство. Особо известны династии Платовых, Грековых, Яновых, Родионовых, Турчаниновых, Камшацких, Сулиных, Гордеевых.

Казачьи беседы

Казаки были людьми рассудительными и старались иметь свое обоснованное мнение. Среди них ценилось логическое мышление и способность аргументации. Помимо Круга часто велись и казачьи беседы, которые продолжались до утра. Старые воины рассказывали о своих боях, подчеркивая удачные решения, которые способствовали победам. При этом молодые казаки стояли вдоль стен и внимательно слушали. Это были своеобразные курсы военного дела. Обсуждались и политические, и церковные, и хозяйские  дела.

дом_казака_3

Кстати, на одном из таких вечеров было принято решение о выдаче Разина Москве. В первую очередь произошло это потому, что доводы царя им виделись правильнее и справедливее, чем сумасбродство буйного атамана. Таким образом, авторитетные казаки  руководствовались не страхом перед царем, а теми общественными выгодами, которые несла церковная организация жизни, сопротивление которой в существенной степени стало причиной восстания. Кстати, именно по этой причине был казнен Ефрем Петров, которому пророчествовали войсковое атаманство. Зато его сына ждала куда лучшая участь.

Данила Ефремов – создатель казачьего усадебного уклада

атаман_ефремов

Сыну несостоявшегося атамана Петрова Даниле Ефремовичу (Ефремову) суждено было изменить жизнь казачества. Он был свидетелем казни своего отца в 1708 году, а в 1734 году сам становится войсковым атаманом. Произошло это не по решению Круга, а согласно указу императрицы Анны Иоанновны. Ефремову удается прекратить вечную вражду татарами и казаками. Он устанавливает мир с султаном Али-Гиреем, и с кубанскими мурзами Сатией и Касаем.

Его политика нашла понимание у казаков, которые не хотели воевать с соседями. Впрочем, многое, что делал Данил Ефремов, объясняется тем, что его отец был сыном московского купца. Именно он первым на Дону начинает отстраивать атаманское поместье взамен высокого куреня. Так появилось знаменитое казачье подворье – родовое поместье атаманов и старшин.

дом_казака

Оно состояло из жилого дома, церкви, каретного сарая (гаража), отдельной кухни и погребов. Эти дома, получившие название дворцов, строился уже по чертежам архитекторов, которым приказывалось «возвести по-русски, но не хуже европейских хором». Новшеством явилось то, что лестница располагалась внутри здания, а не как раньше – сразу же на второй этаж. Изменилось и отопление, которое стало вестись посредством изразцовых печей, в том числе и с зеркалами.

Особенности родового подворья

Всё, что было заложено Данилой Ефремовым, стало образцом для подражания. Например, в ефремовском родовом поместье наравне с домом строилась и семейная церковь, украшенная колонами дорического стиля. Была возведена и колокольня с восьми колоколами, самый массивный из которых весил две с половиной тонны. За храмом отвели место для семейного кладбища, на котором была похоронена знаменитая атаманша Меланья Карповна.

старочеркасская_2

Помимо церкви была построена отдельная кухня, так как у богатых казаков был настоящий культ еды. Богатое пиршество, которое устраивалось в праздничные дни, имело статусный характер. Далее, сразу же за кухней, из тесаного ракушника был возведен каретный сарай. Это было своего рода вызовом для казачества, так как донские обычаи запрещали садиться в рыдван (карету), поскольку унижалось достоинство коня. Допускалось лишь катание женщин на таратайках, в которую впрягали лошадь, забракованную для военного дела. Кстати, кучерами становились только калмыки, ибо казак считал это дело унизительным.

Загородные дворы

Данила Ефремов ввел также красные и зеленые двора – загородные поместья по цвету крыш. Для этого выбирались места, которые не затапливались во время половодья. Например, первый красный атаманский двор был возведен на речке Васильевой, в пяти верстах от Черкасска. Он занимал 36 гектаров и помимо дома из десяти комнат включал в себя три сада с многочисленными ульями.

Документы гласят, что жили и обслуживали эту загородную усадьбу «Иван Татаркин, армяне Алексей и Федор с женами и с детьми, калмык и калмычка: Василий и Анна». Там же хранилась полотняная походная церковь Божьей Матери, которую освятили по распоряжению епископа Воронежского и Елецкого Феофилакта. Кстати, любой казак мог прийти в гости к Даниле Ефремову, так как богатство не отменяло равенства. И это очень удивляло русских дворян и чиновников, к которым иногда во время обеда иногда подсаживался человек в самой простой одежде. «Ты же генерал», — упрекали они его. «Так они же казаки», — отвечал атаман. Уважительное отношение было к прислуге, о которых говорили: «они тоже люди».

 

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: