Великий светописец русского быта
Карелин, внебрачный сын крестьянки, начинал как художник – самоучка. Талантливого парня взяли сначала в иконописную мастерскую, а затем нашелся помещик-меценат, оплативший ему Петербургскую академию художеств. То было время зарождения искусства фотографии, и Карелин увлекся им всецело.
По состоянию здоровья Карелин уехал из Питера и поселился в Нижнем Новгороде. Там жил его учитель – фотограф Настюков, и Андрей Осипович открыл там фотоателье. Многочисленные зажиточные посетители нижегородской ярмарки очень любили фотографироваться, а конкуренция там была не очень большая. Не бросал художник и рисование.
Художественное образование очень помогло мастеру в том стиле фотографии, который он начал исповедовать – жанровой. В его фотографиях можно разглядеть влияние голландцев Вермеера, Терборха, Метсю и Стена. Вслед за художниками XVII столетия для него свет – главное фоормообразующее средство.
«Карелин каждый раз мастерски использует световой поток, который не просто лепит формы и выявляет фактуру предметов, строит пространство и создает контрасты, а превращается в смыслообразующий фактор. Свет обретает выразительную эстетическую многозначность, становится неким духовным феноменом, насыщающим изображение чернобелой фотографии XIX века высшим смыслом. Высветление кадра почти символически уподобляется одухотворению. В этом новом понимании и возвеличивании света — одновременно и реальной и в то же самое время поэтически возвышающей субстанции — видится осознание его как главного элемента художественной выразительности», — пишут исследователи творчества Карелина в большой книге-альбоме, посвященном творчеству художника.
И мы предлагаем посмотреть несколько десятков жанровых сцен из этого альбома.
Читайте наши статьи на Дзен