Царь и поп Иван в индейском царстве
Сведения о проповеди апостола Фомы веками вселяли веру в то, что в далекой и таинственной Индии существует большое христианское государство, которым управляет пресвитер Иоанн. Эта легенда дошла и до Руси, где легендарный царь-священник превратился в «царя и попа Ивана».
Первым упоминанием пресвитера Иоанна принято считать запись в «Хронике о двух градах» Оттона Фрейзингенского. Под 1145 годом Оттон рассказывает, что услышал в Риме от епископа Габалы историю о христианском правителе из дальних земель Востока. Во второй половине 12 в. легенда о пресвитере Иоанне получает распространение благодаря псевдоэпиграфическому посланию византийскому императору Мануилу Комнину (1143-1180) от Пресвитера Иоанна. Под «Индией», правителем которой считался пресвитер Иоанн, понималась полулегендарная страна, помещавшаяся в разных частях ойкумены, поскольку в средневековой Европе бытовало представление о «трех Индиях»; как правило, царство пресвитера Иоанна отождествлялось с «Великой Индией». В исходном тексте послания пресвитер Иоанн назывался правителем всех трех Индий (в том числе и той, где находится гробница апостола Фомы) и повелителем семидесяти двух царей. Земли пресвитера Иоанна наполнены всевозможными диковинами и населены множеством народов. Когда пресвитер Иоанн идет на войну, то перед ним несут огромные кресты. Каждый год он совершает паломничество на могилу пророка Даниила в Вавилонской пустыне. В течение всего 13 века путешественники, миссионеры и послы из Европы (Иоанн Плано Карпини и Гильом де Рубрук, Марко Поло) пытались найти в Азии потомков пресвитера Иоанна.
Старославянский вариант послания пресвитера Иоанна византийскому императору Мануилу — «Сказание об Индейском царстве» появился на Руси в 13-14 веке. «Царь и поп Иван» назван в нем «поборником по православной вере Христовой». В «Сказании» присутствует описание фантастических существ, очевидно, взятых из византийского «Физиолога».
Не обнаружив царства пресвитера Иоанна в Азии, европейцы с конца 13 века начинают искать его в Африке, где должна была находиться «Третья Индия» (или «Дальняя Индия»). В 1321-1324 годах миссионер-доминиканец Журдэн де Северак, посещавший Африку и Азию, в сочинении «Описания чудес» уже отождествлял правителя Эфиопии с пресвитером Иоанном. На соотнесение пресвитера Иоанна с царем эфиопов, вероятно, повлияла и апокрифическая традиция. Согласно ей, один из ветхозаветных волхвов (Бальтазар) считался чернокожим правителем Сабы и, таким образом, наследником царицы Савской.
К 1530 году относится последняя волна распространения по Европе «посланий пресвитера Иоанна», которые, однако, не нашли особого отклика. Но в европейской картографии царство пресвитера Иоанна приживается на неожиданно долгое время. Вплоть до 17 века нидерландские и португальские картографы приводили детализированные карты «Абиссинии, или империи пресвитера Иоанна», расположенной в Восточной Африке. Отсылки к легенде о пресвитере Иоанне можно найти в самых разных произведениях: от романа Умберто Эко «Баудолино» до песен Бориса Гребенщикова и современных комиксов.
Читайте наши статьи на Дзен