Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2013-08-26 11:31:53

О Светописанном образе Божией Матери

В Афонском Пантелеимоновом монастыре недавно была написана икона «Светописанный образ», ей составлена служба и совершается всенощное бдение. За последнее время появились, особенно в интернете, публикации об этой иконе и о событии 1903 года, с которым связано ее написание. В связи с этим необходимо добавить несколько слов и сделать поправки.


В описании этого события говорится, что милостыня раздавалась череками, т. е. турецкими монетами, а не укрухами, как это вошло в обычай говорить. На иконе Божия Матерь изображена с булкой хлеба в руках, у ног Ее стоит корзина с хлебом. На фотографии 1903 года, запечатлевший явление Божией Матери, этой корзины нет. В руках сетующей Жены в монашеском одеянии хлеба нет также.

На большой фотографии хорошо видно, что на груди у портаря о. Алипия висит мешочек черного цвета, который он приоткрывает левой рукой, а правую опустил внутрь за монетой. Подошедший первым сиромаха протягивает руку ладонью кверху для получения монеты.
Слово «черек» в прямом переводе с турецкого означает «четверть». Четверть от золотой монеты, которая называется «там» В настоящее время «там» в Турции используется только в банках, у ювелиров или для подарка. В источниках конца XIX в. можно найти, что черек равнялся 40 коп., в 1913 г., перед войной, — 10 коп.

Другое, немного схожее по произношению слово «чурек» действительно означает «хлеб». Но если бы раздавали только хлеб, то никому не пришло бы в голову это запрещать и считать такую милостыню вредной. Поводом для запрещения милостыни Киноту послужило то, что, по кинотскому мнению, некоторые из получивших деньги употребляли их на пьянство.
Составленная служба ничего не говорит о значении и сути происшедшего события, она лишь общими словами восхваляет Божию Матерь. В стихирах на «Господи воззвах» Она, Божия Матерь, «видится милостыни и благословения просящая» (1-я стихира), «кротко в чреде стоящи» (2-я стихира), «руце к подаянию простерла еси, и от бренныя руки укрух прияла еси. Руку раба лобызаеши, Владычице!» (3-я стихира). «Како руце к рабу простерла еси? Како милостыню от него прияла еси?» (4-я стихира) «О преславнаго чудесе!»
В описании события говорится, что Матерь Божию видел несколько раз только один сиромаха, больше никто видеть Ее не удостоился. В последний день раздачи этот сиромаха хотел показать портарю, но и сам больше не увидел. В общей чреде Она не стояла, милостыни и благословения у портаря (!) не просила, руце к нему не простирала и руку его не лобызала. Этого никто не видел. Она явила Себя только на фотографии в виде плачущей Жены в монашеском одеянии, в то время как первый сиромаха только протянул руку за подаянием.

Теперь, когда священноначалие Русской Православной Церкви постановило включить в месяцеслов праздник явления Светописанного образа Божией Матери для почитания, такая служба для распространения не годится. Надо исправить.

Монах Каллиопий (Сидорчук)

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: