Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2013-08-22 13:48:29

Тектоника творчества Леонида Феодора

Искусство не может быть статичным. Статика для него равна смерти. Его жизнь — это изменение и преломление, рост вглубь, имплозия и расцвет. Художник не ищет — он находит,  даёт новое дыхание отжившей форме и рождает своё, настоящее.

Леонид Феодор – художник титулованный, в художественных кругах широко известный. Перечислять его должности и заслуги – чернила кончатся. Он является президентом Пинакотеки искусств, Заслуженным художником РФ, Заслуженным деятелем искусств, член-корреспондентом Международной академии культуры и искусства…


Это далеко не все его титульные заслуги, но заслуга художника, конечно, не в званиях и членских билетах, а исключительно в его произведениях. Особенно важно помнить об этом сегодня, когда места в творческих союзах попросту покупаются по условленной ставке, а «деятели искусств» награждают друг друга блестящими медальками и грамотами, и отмечают «под икорку» очередное чествование удобного для цеховых нужд лауреата.

Признаюсь, когда мы шли на выставку Феодора в артгалерею Дрезден, что в Гостином дворе, у меня были определённые сомнения насчёт того, стоит ли оно того, не окажется ли «лауреат» очередным делягой, художником «для своих», где «свои» — спонсоры и ценители, вышедшие из комсомольской шинели, бизнесмены-почвенники-сырьевики-одноклассники.

Артгалерея Дрезден оказалась небольшим помещением о двух этажах, верхний из которых скорее даже не этаж, а балкон. На первом этаже, собственно, проходило мероприятие, кто-то читал стихи о России. Один из зрителей тут же подошёл к нам и самолично принёс стулья. Этот «зритель» и оказался Леонидом Феодором.
Поэтические чтения в галерее, на которые мы попали, были частью выставочного проекта Леонида Феодора «О Русь моя!». Проект приурочен к 1150-летию русской государственности и к 1025-летию крещения Руси. Этим объяснялся патриотический пафос декламируемых строк.

Творчество Леонида Феодора в прямом смысле многомерно. Его работы – настоящее 3D-творчество. В нашу визуальную эпоху, когда для репрезентации объекта недостаточно его просто заявить, а нужно ещё и усилить каким-то неожиданным «ходом» работы Феодора приходятся как нельзя кстати.

В ходе беседы с художником оказалось, что у него очень насыщенная биография, из которой, собственно, можно вывести корни его творчества. Родился Леонид Феодор в Архангельске (отсюда в его работах северорусская сдержанность и строгость форм), долгое время жил и работал в Ростове (отсюда – яркость и многоцветность), серьёзно изучал искусство в московском «полиграфе» (эклектика разнообразных стилей: от импрессионистов до Павла Филонова).

По признанию Леонида, его увлечённость русским творчеством началась с почти казусной ситуации. Он был на севере, в храме Архангела Михаила, церковь в те времена переживала не лучшие времена, почти полное запустение, облупленные фрески. Леонид увидел, что одна из монахинь старательно закрашивает часть фрески, но не попадает по тону в изначальный цвет изображения. Молодой художник предложил свою помощь. Его заметил настоятель храма и предложил работу. Так инициатива стала профессией, на тех работах Леонид заработал невиданную по тем временам сумму в 140 рублей. Но не в деньгах счастье, конечно.

Леонид принципиально никогда не останавливается на достигнутом, в своём поиске он прошёл через всю художественную мировую культуру и продолжает развиваться. Его увлечённость живописью, скульптурой, резьбой, барельефом и контррельефом привела художника к тем формам творчества, которые и были представлены на выставке.

 

Сказать по совести, дать определение работам Леонида Феодора я не могу. Да и стоит ли это делать? Его работы принципиально отличаются, например, от резьбы: в резьбе цельный материал обрабатывается по форму, в работах Феодора материал становится формой путём наслоения уровней. Это больше похоже на сдвиг тектонических пластов; действительно, видение художником образа проходит через некие, почти геологические, процессы в сознании и душе. К тому обязывает и материал: «Слово о полку Игореве».

Запечатлённое в тексте слово и его образы для суматошного человека сегодняшнего дня могут казаться косными и двумерными: в работах же Феодора древняя история обретает объём и потаённый смысл. Можно потерять счёт времени, вглядываясь в образы работ Феодора, ты ныряешь в них и плаваешь по лабиринтам рельефа, обращая внимание на детали, выныриваешь и сверяешь своё видение, глядя на работу в отдалении. И так, раз за разом, не уставая, только приобретая и улавливая новое, приобщаешься к искусству, к истории, к Слову.

Алексей Рудевич

Ссылка на сайт Леонида Феодора  — ЗДЕСЬ

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: