Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2014-11-18 18:49:15

Мода на Арктику

«Мы запускаем образовательные проекты с National Geografic и Google. NG заинтересован в освещении российской деятельности в Арктике, а Google активно развивает тему подводных съемок, дабы зафиксировать уникальные природные объекты. Мы договорились о том, что они испробуют свою аппаратуру и на наших арктических территориях. Это будет очень объемная съемка, которая, если все получится, будет выложена в интернете».

20 ноября начнется фестиваль «Дни Арктики в Москве» при поддержке Минприроды. По словам главы министерства Сергей Донской, в планах организаторов — сформировать моду на Арктику среди первых лиц Москвы, чтобы все заинтересованные коллеги могли оценить безграничность территорий и возможностей Севера. В рамках фестиваля пройдет большая научная конференция, фотовыставка, фестиваль документального кино и т.д. Перед «Днями Арктики» министр прокомментировал некоторые проблемы региона.

Экология

В связи с активным освоением Арктики мировая общественность акцентирует внимание на создании Морских национальных парков и их управлении, вовлечении коренного населения в работу природных резерватов, их участия в работе особо охраняемых природных территорий (ООПТ), чтобы они давали и максимальный социальный эффект. У России сейчас в Арктике 20 ООПТ федерального значения, 10 государственных природных заповедников, 2 национальных парка, 9 федеральных заказников. Общая площадь – более 32 млн га. Кроме того, там расположены 86 ООПТ регионального значения – около 30 млн га.

Туризм

Мы продолжаем развивать инфраструктуру в наших парках, потому что уже сейчас люди едут тысячами и десятками тысяч. Понятно, что это далеко, и пока это эксклюзивный туризм, и сейчас наша задача – выстраивать инфраструктуру и логистику для доступа заинтересованных туристов для того, чтобы им было проще увидеть все красоты национальных парков. Мы запускаем образовательные проекты с National Geografic и Google. NG заинтересован в освещении российской деятельности в Арктике, а Google активно развивает тему подводных съемок, дабы зафиксировать уникальные природные объекты. Мы договорились о том, что они испробуют свою аппаратуру и на наших арктических территориях. Это будет очень объемная съемка, которая, если все получится, будет выложена в интернете.

Памятники

И они есть в Арктике. Речь идет о базах и инфраструктуре экспедиций конца XIX – начала XX века и советского периода. Мы на архипелаге Франца-Иосифа проводим работы по восстановлению и консервации исторических памятников – мест, откуда стартовали первые арктические экспедиции и норвежские, и российские. Люди, которые там бывают, могут увидеть эти места. Параллельно с очисткой территорий мы пытаемся создавать и такие исторические объекты. В Ассоциации полярников организовано целое направление по духовному, культурному и природному наследию. Возглавил его российский ученый, историк, хотя в жизни он физик, Петр Боярский. Он будет совместно с РГО и Миприроды этим направлением заниматься.

Расширение шельфа

Заявка будет подана весной, она готова, но нужно окончательно подчистить текст, а далее работать уже с специалистами ООН по доказыванию своей позиции. Мы одними из первых подали документ, и наша заявка одна из самых больших из всех и по территории, и по представленной информации. Пока только Россия смогла провести такие большие работы по исследованию шельфа. Потенциальные экономические возможности шельфа — более 5 млрд тонн условного топлива на приращенной акватории, но это, скорее всего, минимальная оценка.

Санкции

Конечно, они затрудняют работы на шельфе. Ограничен доступ к финансам, к технике, к технологиям. Однако должен акцентировать внимание на том, что пока ни «Роснефть», ни «Газпром» сроки по проведению работ, то есть, лицензионные сроки, не изменяли и не подавали измененные заявки в министерство. Затруднения есть, потому что раньше использовалась и техника, и финансовые возможности, а когда партнер выходит из проекта, их уже нет. До конца года коллеги обещали представить свою точку зрения о том, как они будут дальше развивать проекты.

Экологические требования на шельфе

Мы будем расширять и ООПТ соответственно с приростом шельфа. Кроме того, идет изменение законодательства, где прописываются обязательства любой компании по формированию экологических фондов финансирования ликвидации возможных негативных последствий работы в Арктике. Чтобы не сложилась ситуация, когда после окончания проекта оставался мусор, как тот, который нам сейчас приходится убирать. Каждая компания будет утверждать программу по ликвидации как аварийных, так и естественных последствий своей работы в Арктике.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: