Павел Мельников-Печерский: почему старообрядцы называют его «дьяволом»
Русский писатель Павел Иванович Мельников, известный современникам под псевдонимом Андрея Печерского, стал настоящим гонителем для раскольников XIX века. Сектанты сравнивали его с Саулом – гонителем Бога. А произошло это тогда, когда чиновнику по особым поручениям Павлу Ивановичу Мельникову приказали пересчитать расколькников на территории Нижегородской губернии, а главное – изъять старообрядческие и сектантские иконы и труды.
Почему раскольники?
Павел Мельников родился в 1818 году в Нижнем Новгороде, в семье обедневшего дворянина Ивана Ивановича Мельникова и дочери надворного советника Анны Павловны Сергеевой, чей отец в свое время расследовал дело местного «пророка» «Кузьки-бога» – об этом обстоятельстве упоминается в сборнике 1897 года Павла Степановича Усова «Павел Иванович Мельников. Его жизнь и литературная деятельность».
В 1838 году Мельников окончил Казанский университет и был направлен в Нижний Новгород, учителем истории и статистики.
Вскоре, благодаря публикациям в столичных журналах, Мельников обрел репутацию знатока истории раскольников. Раскольниками он заинтересовался не случайно. Во-первых, его родовое имение было заселенно староверами, а во-вторых, на Мельникова оказал влияние директор ярмарки в Нижнем Новгороде Дмитрий Николаевич Толстой, который познакомил ученого с книготорговцами, продающими древние книги и рукописи.
Собирая материалы для будущей диссертации, Мельников объездил скиты, деревни и поместья Нижегородской губернии. С 1841 года он стал членом-корреспондентом Археографической комиссии.
«Ослеп, как Саул»
В 1847 году Мельников стал чиновником особых поручений при генерал-губернаторе Михаиле Александровиче Урусове, и взялся за искоренение сектантства. Он заметил, что раскольники охотно переходят в единоверие под угрозой отдачи в рекруты. Выяснив это, он составил план, по которому отдавать в солдаты следовало прежде всего сектантов, начиная с самых богатых. Детей, рожденных от родителей, венчанных беглыми священниками или наставниками в беспоповских сектах следовало отдавать в кантонисты (в военные школы для малолетних) как незаконнорожденных. План был представлен императору Николаю I, который в 1850 году повелел провести ревизию всех женщин и детей сектантов, чтобы никто не мог сойти с очереди в рекруты.
Помощь в действиях Мельников получил от нижегородского епископа Иакова (Вечеркова) – ярого борца с расколом. Одним из совместных дел стало разоблачение монаха Варлаама, который оказался беглым крестьянином из-под Калуги.
По приказу епископа Мельников во время следствий изымал литературу и иконы, которые старообрядцы считали чудотворными.
Например, из Гарпанского скита им была изъята Казанская икона Богоматери, а из Оленевского – образ Николая-угодника. Вскоре раскольники стали прятать иконы, ставя их за другими и потаённо затепляя лампады. Но Мельников при входе в скиты сразу же велел тушить свечи, и по свету от лампад находил образа.
После этого раскольники прозвали его дьяволом; как пишет в труде «Павел Мельников (очерки жизни)» исследователь Валентина Павловна Соколова, он стал героем фольклора, которого наделяли жуткими чертами.
Нижегородский земский деятель Александр Серафимович Гациский приводил в журнале «Древняя и Новая Россия» раскольничью байку, по которой Мельников, забрав образ Казанской Богородицы, якобы ослеп «на плотине у речки Белой Санохты», словно гонитель христиан Саул, но позже зрение ему «было возвращено дьяволом».
Не только гнал, но и заступался
В 1848 году усилиями Мельникова Керженский и Осиновский скиты были приведены к единоверию.
В 1950 году Мельникова прикомандировали к Министерству внутренних дел в Санкт-Петербурге, что обострило его отношения с местными чиновниками. Однажды он заступился за скопца, которого полицмейстер Зенгбуш, лютеранин, не знающий местных нравов, пытался доставить в Нижний, обрядив в сарафан. Заступничество результатов не дало, а скопца крестьяне восприняли как мученика, что привело к распространению скопчества в Лукоянском уезде.
Гнать? Или проповедовать?
В 1952 году из-за появления на территории Австрии раскольничьего митрополита Антония, чиновника вызвали в Петербург. Власти посчитали, что раскольники могут стать угрозой в случае войны с Австрией.
Мельникову поручили выяснить численность сектантов в Нижегородской губернии. Во главе экспедиции он за год обследовал 3 700 населенных пунктов, в которых было найдено 172 тыс. раскольников. Официальная статистика насчитывала всего 20 тысяч сектантов. Николай I, ужаснувшись количеству, велел ликвидировать скиты на Керженце и привлечь к ответственности чиновников.
Была запрещена торговля книгами на Нижегородской ярмарке. Дом книготорговца Головатикова был взломан ночью, его жители были согнаны в одну комнату, а дом обыскан, Мельников изъял 15 икон, из которых две были работы Андрея Рублева. Еще 50 икон было изъято из книжной лавки на Нижнем Базаре.
За службу Мельников был дважды награжден орденами Анны II и III степени.
Свое служение государству он считал делом жизни, раскольничество – «язвой», а причиной раскола – низкую нравственность церковных служащих. Он даже подготовил доклад, в котором указал меры по ликвидации раскола, среди которых миссионерство занимало важную роль. Мельникова стал понимать, что многие остаются в расколе по неведению.
Его идеи были негативно восприняты духовенством. Мельникова снова сравнивали с Саулом, но теперь это исходило от православного клира.
«Письма о расколе»
В 1857 году Мельникову поручили составить полное историко-догматическое учение разных сект и подробное описание раскола. Это привело к появлению в 1862 году «Писем о расколе», которые печатались в «Северной пчеле» и произвели впечатление на духовенство. К этому времени Мельников отбросил идею, что раскольники могут представлять опасность для страны. Это нашло подтверждение во время польского восстания 1863 года, когда с поляками сражались целые раскольничьи села.
В 1866 году Павел Иванович Мельников уволился со службы и посвятил себя литературной деятельности. Его главными трудами стали романы «В лесах» (1871 год), «На горах» (1876 год) и множество рассказов, в которых он использовал материал, собранный за годы командировок.
Умер Павел Иванович в 1883 году в Нижнем, так и не дождавшись принятия закона о гражданских правах сектантов.
Читайте наши статьи на Дзен