Калмыки и другие народы России, которые записывали в казаки
Казачество всегда было в России самым мобильным сословием. Казаки впитывали в себя культуры других народов, частенько женились на женщинах других национальностей.
Бывало, что целые народы России входили в состав казачьих войск – кто на время, а кто и навсегда. А иногда власти нарочно записывали в казаки инородцев для охраны государственных границ.
Казаки-буряты
Во второй половине XVIII века в казаки было записаны 14 бурятских родов – селенгинцев и хоринцев.
В 1864 году на службу России встали четыре бурятских полка численностью 2400 человек во главе со старшиной Цыреном Бадалуевым.
Служба казаков-бурят проходила в пределах родовых кочевий, служили год через три, осуществляя охрану границ и таможенных пунктов, сопровождая в Пекин послов.
В 1851 году буряты вошли в состав Забайкальского казачьего войска, храбро защищали Петропавловск на Камчатке и несли службу в Маньчжурии.
Русские отмечали боевые качества бурят – они великолепно ездили верхом, рубили шашкой, были смелыми и зоркими – врага замечали далеко в степи.
Как указывает в труде «Забайкальское бурятское казачье войско» востоковед Гомбожаб Цыбиков, перед Первой мировой на службе состояло около 20 тыс. казаков-бурят, которые жили в 6 станицах. На фронте первая Забайкальская казачья дивизия участвовала в Брусиловском прорыве, а кударинский казак ст. урядник I Верхнеудинского полка Бадмажап Очиров стал полным Георгиевским кавалером.
Казаки-калмыки
Взаимодействие донских казаков с калмыками началось еще в 1640 году. В начале XVII века, когда Россия вела войну со шведами, калмыки дали Петру Великому 30 тыс. кавалеристов.
Наравне с казаками бились они в битве при Гуммельдорфе, брали штурмом Алыст, Вольмар и Веден, Копорье и Ямбург, Везенберг, Вейсенштейн, и наконец, Дерпт и Нарву.
В 1703 году донским казакам было предложено калмыков «включать в состав казачьих зимовых станиц».
Отныне калмыкам позволялось кочевать возле Азова, позволялось жить в казачьих крепостях и наравне с казаками выделялось жалование.
В 1706 году казаки-калмыки участвовали в сражении со шведским генералом Мердевельдом, год спустя – укрощали восстание башкир и восстание казаков в Саратове, а в 1708 году – выступали против войска взбунтовавшегося казака Кондрата Булавина.
Впоследствии калмыки стали силой сдерживания в опасном Причерноморском регионе – войско их достигало 20–23 тыс. Они сдерживали набеги кубанских и крымских татар, были козырем в переговорах Петра Великого с турками, участвовали в походе царя на Персию, а после – охраняли крепость Св. Креста.
После 1716 года Сенат приказал принимать калмыков на Дону, но лаской склонять их к православию, – об этом пишет в статье «Интеграция калмыков с донскими казаками» историк Константин Максимов.
Но после смерти Петра они уже не играли такой важной роли, как в начале XVIII века.
Спустя сто лет атаман Матвей Платов писал, что калмыки живут на Дону наравне с казаками, а по переписи 1873 года калмыки были признаны коренным народом Дона.
Казаки-татары и башкиры
Необходимостью охраны границ и созданием плацдарма для будущего продвижения в степь было вызвано основание Оренбуржского казачьего войска – об этом пишет автор Р.Р. Аминов в работе «Комплектование татарами-казаками Оренбургского казачьего войска».
Поскольку русских было мало, особым указом от 27 июля 1744 года в оренбургское казачество были зачислены «все пришельцы, поселившиеся в крепостях Оренбургской губернии».
Приток татар в регион был большим: если в 1762 году татар под Оренбургом было около 8 тыс. человек, то в 1765 году их было уже 18 300, что составляло 52% от всего населения и поэтому вскоре в Оренбуржье татарам селиться было запрещено.
К этому времени четверть войска составляли казаки-татары, казаки-нагайбаки, мещеряки, калмыки, казахи и ногайцы. Причем, часть казаков находилась на жалованье, а часть жалованья не получала.
В 1798 году в Оренбуржье было организовано Башкиро-мещерякское казачье войско, которое было ликвидировано лишь в 1882 году.
Историки особо отмечают роль казаков-нагайбаков – крещеных татар, которым были пожалованы земли у крепости Нагайбак. Они верой и правдой служили царю вплоть до революции и отличились в Первую мировую, показав себя смелыми казаками. На войну ушли 697 офицеров, 31 623 солдата; георгиевский орден получили 35 офицеров, 38 – получили Георгиевское оружие. Георгиевским крестом были награждены 6 607 казаков, еще 5 680 были представлены к Георгиевской медали. Убитых было всего 753 человека, и только 156 попали в плен.
Казаки-евреи
В 1787 году в России по приказу князя Потёмкина в России появился эскадрон евреев-казаков. У князя, который по некоторым данным был увлечен идеями сионизма (или делал вид, что увлечен) возникла идея создать Израилевский полк, чтобы «вооружить евреев против турок» в войне с османами.
Два еврейских эскадрона просуществовали два года, были продемонстрированы двору и европейским дипломатам, после чего распущены. Исследователь из Санкт-Петербурга Дмитрий Евгеньевич Новокшонов считает, что эскадроны были нужны для подготовки еврейской молодежи для создания в Европе шпионской сети и распространения влияния России. Так это или нет, казать сложно, но факт остается фактом, – хорошо обученные евреи-военные выступили против русских во время Польского восстания 1894 года. Они мужественно сражались и почти все полегли на поле битвы. Но некоторые остались верны российской короне.
Казаки-греки, албанцы и армяне
В 1775 году было основано Греческое войско, в котором служили греки и албанцы, которые во время войны вступили в русское войско. После войны их расселили на землях возле Керчи. В состав этих казаков входили и армяне. Последний казачий батальон был расформирован в 1859 году.
Казаки – крымские татары
В начале XIX века в казаки записали крымских татар, сформировав из них четыре конных полка. Во время войны 1812 года татары воевали в составе корпуса атамана Платова, а после войны их распустили, организовав Лейб-гвардии Крымско-Татарский эскадрон, который в XX веке был известен как Крымский конный полк императрицы Александры Феодоровны.
Читайте наши статьи на Дзен