Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2013-11-08 19:56:35

«Плененные театром. Русская сценография 1900-1940-х годов»

Русское театральное искусство переживает сейчас новый взлет. О «наших» режиссерах говорят, их постановки идут во многих странах мира. Но успеху предшествовали 100 лет затишья. Пожалуй, никто уже не надеялся на повторение успеха «Русских сезонов». Жаль только, что в XXI веке угас интерес к художникам театра – кропотливым строителям иллюзорного мира.

А.Бенуа, М.Врубель, К.Коровин, Б.Кустодиев, И.Билибин, М.Добужинский, Н.Гончарова, А.Лентулов, К.Юон – что же объединило столь непохожих и своеобразных художников под одной крышей? Страстная любовь к театру, служение сцене и невозможность жить без владений Талии и Мельпомены. В Галерее Вересов открылась выставка «Плененные театром …Русская сценография 1900-1940-х годов».

Благодаря «Сезонам» Дягилева русский театр занял в прошлом столетии лидирующее положение. Европа познакомилась с русской культурой, в моду вошли «русский стиль» в искусстве и русский тип красоты. Нельзя умалять значение великого антрепренера С.Дягилева.

Но истинными строителями русского стиля были великие художники начала века. Художники, обратившие свой взгляд на сцену. Они поставили театральную декорацию и эскиз вровень с остальными направлениями искусства – живописью, графикой, скульптурой.

Русский балетный театр получил мировое признание. И не намеренно отодвинул на второй план заслуги этих мастеров на драматическом поприще. Выставка восполняет эти пробелы. Можно увидеть редкие эскизы к «Горячему сердцу» А.Н.Островского, водевилю «Честь и месть» Сологуба, «Литургии» И.Ф.Стравинского. Вряд ли, сейчас кто-то помнит даже сами произведения.

Что уж говорить о «Японских сказках» С.В.Шервинского. Имя самого писателя, поэта и переводчика, друга А.Ахматовой и Б.Пастернака кануло в лету. Смотря на иллюстрации К.Юона к этим сказкам, не можешь поверить, что перед тобой не работы Хиросигэ, а эскизы художника-соцреалиста.

Не меньше дивишься, смотря на новаторские – для начала 20 века – работы Натальи Гончаровой и Аристарха Лентулова. Именно театральные эскизы и участие в «Русских сезонах» вывели на сцену новое искусство. Наталья Гончарова дебютировала в Париже в Опере в 1914 году, показав на сцене последние достижения в живописи. «Золотого Петушка» ждал успех. Неизвестная московская художница стала признанным театральным мастером. Дягилев сразу же предложил ей начать работу над «Литургией» Стравинского – спектакля о жизни Христа. За образец художница взяла русский иконостас. И успела сделать множество эскизов. Правда, спектакль так и не вышел – из-за сложностей с постановкой.

Икону как образец использовал и Аристарх Лентулов. В эскизах к «Испанскому священнику» по пьесе Ф.Бомонта, художник пытался соединить традиции иконы и лубка. В эскизе «Город с красным небом» узнаешь архитектурный фон «Троицы».

К сожалению, на выставке нет аннотаций к работам, архивных фотографий, информативных плакатов. Человеку, далекому от мира искусства, будет не хватать пояснений. Но столь редкие работы, не успевшие замылить глаз, оправдают маленькие недостатки. Ведь выставка дает главное – возможность открыть русское искусство с новой стороны.

Анастасия Некрасова

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: