Какой серийный маньяк убивал в Царском селе, когда там учился Пушкин
Удивительные тайны хранят стены Царскосельского лицея, пенаты многих российских прославленных и великих сынов Отечества. Но мало кто знает, что здесь происходили не только невинные, хотя и рисковые шалости молодых и горячих лицеистов, но и более серьезные, леденящие кровь, истории… В том числе — серийные убийства, совершаемые на протяжении нескольких лет подряд маньяком-одиночкой.
Имя преступника — Константин Сазонов. О нем известно немногое, лишь то, что на момент, когда он стал работать дядькой лицеистов (должность, аналогичная должности денщика в армии), ему было не больше 20 лет. Историки указывают дату его рождения — около 1796 года, то есть он был современником самого знаменитого лицеиста А. С. Пушкина (Л. А. Черейский, «Пушкин и его современники»). Более того, он служил дядькой у самого Пушкина, который был лицеистом как раз в то время, когда Царское село охватила череда загадочных, жестоких и кровавых убийств. У всех у них был один и тот же почерк: жертву находили с перерезанным горлом, причем долгое время полиция не могла определить, что же было орудием убийства… Возможно, именно поэтому длительное время на след Сазонова не могли выйти сыщики. Его искали и безуспешно, целых два года с 1814 по 1816 гг. Среди очевидных фактов преступлений — совершавший их человек был крайне силен и легко справлялся с любой жертвой. И второе — все убийства совершались ради денег, то есть с целью грабежа.
Возможно, столь длительные вопиющие факты в царскосельской жизни были связаны с тем, что Лицей находился в ведении министра просвещения Разумовского, который не желал огласки и старался действовать аккуратно. Его поддерживал и директор учебного заведения, профессор Кошанский. Удивительно, что лицеисты, которым грозила смертельная опасность, относились к ней по меньшей мере — с юмором и иронией. Так, А. С. Пушкин, узнав о расследовании и задержании Сазонова, написал эпиграмму «Заутра с свечкой грошевою» (1816):
«Заутра с свечкой грошевою
Явлюсь пред образом святым:
Мой друг! остался я живым,
Но был уж смерти под косою:
Сазонов был моим слугою,
А Пешель — лекарем моим».
Есть упоминания о Сазонове и в известной лицейской коллективной поэме «Сазоновиаде».
Следствием было доказано не менее 7 убийств, совершенных Константином Сазоновым. Последней жертвой был извозчик. 18 марта 1816 года преступник был арестован, что было с ним дальше — остается загадкой для историков (С. Попов, редактор военно-исторического журнала «Цейхгауз»). Вот так, солнцу русской поэзии, А. С. Пушкину, опасность угрожала практически с самых истоков его творческого и жизненного пути…