Чему кавказские горцы научили казаков
В прошлом мужская одежда у народов, живущих в ситуации, когда в любой момент могут вспыхнуть боевые действия разной интенсивности, была, фактически, военным обмундированием. Воину не нужно было долго переодеваться, достаточно было взять оружие — и в бой. Более, чем справедливо это утверждение в отношении казаков, живших на Кавказе.
Во-первых, это красиво
Если поставить рядом казака и горца (сформулируем так) в традиционной мужской одежде, сложно будет найти видимые различия, не считая деталей или каких-то региональных особенностей. Между тем, это не братья, а противники и даже враги, пусть и в прошлом.
Так с чем связано заимствование казаками одежды противника? Каждый воин должен выглядеть соответствующе — красиво и грозно и кавказский мужской костюм полностью отвечает данным требованиям. Посмотришь, сразу видно — джигит, даже если кинжала на поясе нет.
Кроме того, за долгие века жизни в горах кавказцы нашли оптимальный набор вещей и материалов, из которых они сделаны. Удобно и по горам лазать и верхом скакать. Казаки не могли пройти мимо и позаимствовали буквально всё, от обуви до головных уборов. Практически непременным атрибутом являются кинжал и размещённые на груди газыри. Это ещё и функционально: газыри содержат боеприпасы к огнестрельному оружию, а кинжал можно пустить в ход в рукопашной схватке, выхватив его из-за пояса. Интересно, что даже форму кинжала казаки «подглядели» у горцев, охотно пользовались холодным оружием откованным кавказскими мастерами, признавая их превосходство. Казачья шашка является развитием идей, заложенных в горской шашке/сабле.
Кандидат исторических наук Александр Савельев уверен, что горский костюм, в частности, черкесский, развивался тысячу лет и принял нам знакомый облик в конце XVIII — начале XIX века. К слову, именно это время стало началом широкой экспансии России на Кавказе, в которой казаки играли не последнюю роль. При этом, на Кавказе казаки появились в конце XVI века, так что времени оценить местный мужской костюм у них было более, чем достаточно. Дореволюционный историк В.Г. Толстов отмечал, как удобно и рационально располагается оружие на горском костюме, не выдавая воина блеском или бряцанием.
Проникновение в строевые части
Впрочем, не только казаки отдавали дань кавказскому мужскому костюму, его продуманности, функциональности и красоте. Во время Кавказской войны детали костюма начали проникать в строевые части русской армии, конечно, сначала — в офицерскую среду. Офицерам позволялось несравненно больше, чем рядовым, да и деньги на приобретение экипировки у них явно были. Не стоит сбрасывать со счетов такой фактор, как успех у женщин: одетый по-кавказски офицер отличался от окружения в лучшую сторону и приковывал внимание дам. Хотя, конечно, решающим фактором было удобство и комфорт, с которыми горский костюм позволял вести боевые действия или обеспечивая их во время гарнизонной службы и переходов.
Бурка же, войлочный плащ без рукавов, стала практически неотъемлемой деталью кавалерии русской императорской армии и служила верой и правдой и в Первую мировую, и в Гражданскую войны. Не зря канонический образ Василия Чапаева — именно в бурке. Бурка не только защищала от непогоды и служила укрытием на привале, но и могла отразить пулю или стрелу на излёте, скользящий удар холодным оружием — настолько плотной её делали. Бурка — древнейший элемент горского костюма, упоминавшийся ещё Геродотом.
Если же вернуться к теме униформы, то в 60-х годах XIX века горский костюм был признан таковым для Кубанского казачьего войска. В Крымской войне некоторые части линейной русской пехоты были одеты как горцы. За год до Первой мировой войны папаху сделали официальной частью обмундирования пехоты Российской империи. В СССР папаха была зимним головным убором для офицеров от полковника и выше до 1992 года.
Пожалуй, едва ли не единственное неудобство от схожей одежды казаков и горцев во время Кавказской войны — это невозможность сразу определить, кто перед тобой. Но для опознания «свой-чужой» есть разного рода флажки, значки, да речь в конце-концов: горцы не знали русского в массе своей, казаки тоже не были гениями лингвистики. С присоединением Кавказа и эта проблема была решена.
Читайте наши статьи на Дзен