Что сделал Иван Великий со своими братьями, которые его предали
Формирование единого Русского государства происходило в ожесточённой династической борьбе. По понятиям старины, каждый член великокняжеского дома от рождения обладал правом на свой удел, в котором мог быть полновластным монархом. Размножение великокняжеского рода могло привести к продолжению дробления государства. Только железная рука деспота, не считавшегося с семейными обычаями и родственными чувствами, могла обеспечить единонаследие и создать Российскую державу.
Семейные обстоятельства
У Ивана III (Великого), сына великого князя Василия II (Тёмного), к моменту его вступления на московский престол было пятеро младших братьев. Про одного из них – Симеона, удельного князя Калужского – неизвестно практически ничего. Это позволяет, учитывая судьбу других братьев, строить разные версии. Он мог умереть своей смертью. Но он мог быть и устранён своим старшим братом, только источники не сохранили сведений о том.
Примечательно, что двое младших братьев Ивана Великого – Юрий и Андрей Меньшой (прозванный так для отличия от старшего брата по имени Андрей) – с которыми у Ивана III не было конфликтов, были холосты и умерли бездетными. Это странно, учитывая, что первый из них умер в 32 года, второй в 29 лет, то есть, по понятиям того времени, они давно должны были быть женаты.
Когда умирал сам Иван Великий, то в своей духовной грамоте он запретил своим младшим сыновьям жениться, пока у старшего, Василия III, не родится наследник престола. Духовная грамота Василия Тёмного не содержит подобного запрета – прежде всего, наверное, потому, что к моменту его кончины у Ивана III уже был сын-наследник (умерший потом при жизни отца Иван Большой).
Однако вряд ли стоит сомневаться в том, что Иван Великий оказывал давление на своих братьев с целью воспрепятствовать продолжению их рода и, после их смерти, присоединить их уделы к великокняжеским владениям. На это имеются и намёки у современников. Показательно, что другие два брата – Андрей Большой и Борис – как раз таки были женаты и имели детей. И именно с ними у старшего брата разгорелась борьба не на жизнь, а на смерть.
Поводы к неприязни
В 1473 году умер удельный князь Юрий Васильевич, и его немалый удел (то были города Серпухов, Можайск, Дмитров и ещё несколько, а также треть самой Москвы) великий князь полностью присоединил к своей вотчине. Андрей Большой и Борис были недовольны самоуправством старшего брата, так как считали, что имеют право на долю в наследстве Юрия.
При посредничестве матери, вдовствующей великой княгини Марии (в иночестве Марфы), дело тогда закончилось, по пословице, худым миром. Великий князь частично удовлетворил Бориса, отдав ему Вышгород, а Андрею Меньшому, чтобы он не соединялся со старшими братьями, дал Тарусу. Но Андрея Большого, как громче всех добивавшегося раздела владений Юрия, Иван наказал, не дав ничего.
Когда в 1478 году Иван Великий присоединил к Московскому государству обширнейшее государство Великого Новгорода, то единолично стал править там. Братья ничего не получили из новгородских земель.
Открытый конфликт
Напряжение в братских отношениях нарастало. Повод для открытой вражды представился в 1479 году. Тогда, обиженный на великого князя, от него к Борису отъехал на службу боярин Иван Лыко-Оболенский. Он воспользовался старинным правом отъезда бояр от одного сюзерена к другому, с условием, что отъезжавший терял земли, пожалованные прежним хозяином: «А боярам и слугам вольным межи нас воля». Однако Иван Великий уже не признавал этого священного права. Узнав, что Лыко-Оболенский находится в одном из сёл Бориса под Боровском, великий князь немедленно приказал своему наместнику в Боровске Василию Образцу арестовать беглого боярина и доставить в Москву.
Чаша терпения у братьев лопнула. Борис и поддержавший его Андрей Большой прислали старшему брату разорванные докончальные грамоты (свои предыдущие клятвенные договора о мире и братской любви), собрали дружины и бежали в пределы Литвы. Как пишет историк Максим Зарезин, «не думал ли великий князь противоправными действиями спровоцировать и без того обиженных на него братьев на неподготовленное, не поддержанное Литвой и Ордой выступление? В этом случае это был бы рискованный шаг, но и риск – оправданный». Дело в том, что Москва готовилась к войне на два фронта – с Литвой и Золотой Ордой, но через год. Во время войны выступление братьев могло оказаться для великого князя опаснее, поэтому он мог попытаться превентивно нейтрализовать их, да к тому же выставить зачинщиками смуты.
Русские источники того времени единодушно стоят на стороне великого князя, считая его братьев крамольниками и предателями. В летописях есть две версии примирения, состоявшегося в 1480 году. Согласно одной из них, братья принудили Ивана Великого оставить им уделы и ещё прибавить к ним земель под угрозой соединения с врагами земли Русской. Согласно другой, братья сами предложили великому князю помощь против нашествия Ахмата, при посредничестве матери и митрополита Геронтия. Более вероятной кажется вторая версия, так как братья не получили от Ивана Великого практически ничего.
Расправа
Но великий князь ничего не забыл. Укрепив свою власть, он только ждал случая расправиться с крамольными братьями. В 1491 году он пригласил Андрея Большего в Москву на пир, где внезапно наложил на него оковы и вверг в темницу. Вслед за тем он приказал явиться в Москву и Борису – вымаливать прощение. Покорность Бориса удовлетворила Ивана Великого. Тому было позволено вернуться в свой удел. Борис скончался через три года, даже сумев завещать свой удел двум сыновьям (те, впрочем, умерли бездетными). Князь же Андрей Большой в 1493 году умер в заточении.
Как пишет Карамзин, в 1498 году Иван Великий, «призвав митрополита и епископов во дворец, встретил их с лицом печальным, безмолвствовал, заплакал и начал смиренно каяться в своей жестокости, быв виною жалостной, безвременной кончины брата». Как это похоже на последующие раскаяния его внука, Ивана Грозного, в своих казнях!
Покаяние Ивана Великого не побудило его, впрочем, освободить от наказания своих племянников, двух сыновей Андрея Большого, заключённых в тюрьму сразу вслед за отцом. Иван и Дмитрий Андреевичи содержались в Спасо-Прилуцком монастыре в Вологде, в оковах, до самой смерти. Причём Иван умер в 1523 году, а Дмитрий – в 1540-м, пережив не только Ивана Великого, но и его сына.
Уничтожение московскими монархами боковых ветвей великокняжеского дома имело положительное значение для централизации русской государственной власти. Но оно же потом отрицательно сказалось при пресечении главной династической линии, когда не оказалось никого, обладавшего правом на престол по родству, что и привело в начале 17 столетия к Смутному времени.
Читайте наши статьи на Дзен