Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2020-07-10 14:10:22

Почему русские государи были в Москве императорами, в Варшаве — царями, а в Сибири — князьями

Изначально именовавшийся Великим князем глава российского государства с 1547 года стал называться царём, а с 1721 года – императором. Однако далеко не во всех пределах подобные трансформации титулования русских правителей принимались одобрительно.

В Москве

Утратившая столичный статус московская общественность довольно спокойно отнеслась к новости, что, начиная с 22 октября 1721 года, руководить страной будут императоры, а Московское царство уступит своё место на политической карте мира Российской империи.

Александр Брикнер в труде «История Петра Великого» писал, что Пётр I принял инициативу Сената и Синода по поводу внедрения нового титула, так как подобным образом желал продемонстрировать западным коллегам усиливающуюся власть нового Русского государства.

По сути, титул «император» имел такую же смысловую нагрузку и вес как и «царь», однако Петру Алексеевичу хотелось подчеркнуть безоговорочную принадлежность России к европейской цивилизации и приверженность её ценностям.

Несмотря на то, что слово «царь» предположительно происходит от латинской лексемы «цесарь» или «кесарь» от имени Римского императора Юлия Цезаря, оно, тем не менее, слишком отдавало востоком, от которого Пётр I стремился отдалиться.

Несколько позже историк Николай Карамзин усомнится в этимологии термина «царь», каковым величали себя и татарские ханы, заявив, что оно, скорее всего, имеет восточное происхождение и восходит корнями к персидскому титулу «ксар».

Став императором, Пётр I заставил лидеров развитых западных стран общаться с Российской империей как с равноценным игроком, имеющим свой собственный взгляд на мироустройство.

В Польше

Международное признание нового титула «император» происходило с разным успехом. Нидерланды и Пруссия не стали препятствовать появлению очередного императора и тут же приняли новый титул русского монарха. Швеция, разгромленная русской армией в ходе Северной войны, согласилась именовать соседнего царя императором спустя два года, Турция сделала это в 1739 году, Австрия и Великобритания в 1742 году, Франция через три года, а позже всех в 1764 году «сдалась» Польша, называвшаяся в те годы Речью Посполитой.

Между Россией и Польшей всегда были непростые политические отношения. Историк Сергей Соловьёв утверждает, что нежелание поляков именовать российских правителей императорами, было обусловлено страхом, что московские государи тут же потребуют вернуть обратно находившиеся под польским контролем русские земли.

Занятые на государственной службе лояльные паны советовали русскому послу в Варшаве князю Сергею Долгорукому передать польскому королю Августу II письменное подтверждение, что в случае признания ими титула императора, никто не будет посягать на спорные провинции.

К слову, Польша постоянно была чем-то недовольна. Ещё во времена правления Ивана Грозного, когда официально был утверждён титул царя, представители Сигизмунда II Августа обращались к папскому престолу с требованием не допустить такого преобразования. Свою позицию они мотивировали тем, что московский государь, став «Царём всея Руси», непременно возжелает вернуть себе населённые русинами области Польши и Литвы, а также переманит на свою сторону валахов и молдаван.

Между прочим, именно с подачи Польши Северо-Восточную Русь стали называть Московией, а её население московитами, в то время как истинной Руссией они считали только Юго-Западные славянские земли, сконцентрированные вокруг Львова. Им же, по мнению историка Анны Хорошкевич, принадлежала инициатива закрепить в умах европейцев идею о разном генезисе московитов и русинов, и представление о них как о двух совершенно непохожих народах.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: