Запорожские и донские казаки: чем они отличались
Происхождение казачества и вопросы влияния отдельных групп казаков друг на друга вызывают много споров, а ответы скрыты во тьме веков. Но совершенно точно известно, что в конце XV века Запорожское и Донское казачества были отдельными силами, которые активно влияли на жизнь юга России и на политические процессы, такие как ведение войн или заключение мира. Создатель «Истории государства Российского» Николай Михайлович Карамзин признавал их древность: «Откуда произошло казачество, – писал он, – точно не известно, но оно, во всяком случае, древнее Батыева нашествия… Рыцари эти жили общинами, не признавая над собой власти ни поляков, ни русских, ни татар».
Казаки – потомки скифов
Историк Фаиль Мужипович Ибятов, не отрицая доминирования среди казачества славян, в статье «О казачестве без пристрастий и мифов» указывает на то, что в быте и в обычаях Запорожья отчетливо виден скифский след. Походные кибитки запорожцев являют копию скифских кибиток, организация куреней в «гуляй-городках» – слепок с аланских дружин. И даже казацкий оселедец – копия чуба у аланских дружинников.
Скифо-аланский след виден в похоронной обрядности казаков – запорожцев и дончан, по которым за гробом ведут боевого коня, покрытого траурным чепраком. Даже могила у казаков роется по-особому: гроб ставят в боковую нишу.
Тюркское влияние в Запорожье и на Дону было незначительным и связано с ордынским владычеством, во время которого казаки брали на себя функции пограничников и обеспечивали безопасность ордынских караванов. Возможно, отсюда идет знакомство казаков с невольничьим рынком, с продажей ими рабов в XV—XVI веках. Отсюда же идут и грабежи караванов после свержения ига – бывшие охранники хорошо знали об их маршрутах.
В чем разница
Основная разница между запорожцами и донцами заключалась в том, что Сечь была вольницей, а Дон довольно быстро перешел на службу к Российскому государству и стал представлять его интересы в районе Черного моря.
Казаки отличались внешне – на Сечи носили оселедцы и усы, на Дону – бороды. На Дону были только православные, в Запорожье в походах принимали участие и католики, и мусульмане, и даже иудеи.
Запорожцы почти не занимались земледелием, жили добычей, набегами. Донцы имели наделы земли, выращивали пшеницу, разбивали сады, а в поход выступали часто по приказу царя.
Кто старше
В вопросе, кто главнее – Запорожье или Дон, решающим могло бы стать более древнее происхождение казаков. В летописях тех и других упоминают почти одновременно. В 1471 году о донских казаках упоминает «Гребенская летопись», которая пишет, что в верховьях Дона живет воинского чина народ христианский «зовомии казаци», которые встретили князя Дмитрия Донского иконами и крестами, поздравили «с избавлением от супостатов» и принесли дары.
Согласно данным украинского историка Натальи Николаевны Яковенко в это же время в Крыму впервые упоминаются запорожцы. О них пишут, как о стражниках, затем как о разбойниках, а позже – как о воинах, охранявших генуэзские колонии. Сообщают, что в 1474 году запорожцы «татарского цaрeвичa» Кaсимa ограбили караван генуэзцев.
Однако в XV веке в русских летописях встречаются даже «рязанские казаки» и «московские казаки». В Ермолинской летописи 1444 года «рязанские казаки» упоминаются в составе войска князя Василия Васильевича, которое напало на застрявшего в снегах под Рязанью чингизида Мустафу. Вооружены казаки были рогатинами и бегали на лыжах, то есть точно не были запорожцами.
В 1445 году казаки «из черкасы» участвовали в разорении города Лух ханом Казанского ханства Улу-Мухаммедом.
В Симеоновской летописи во время войны Москвы и Казанского ханства (1467—1469 гг.) встречается упоминание о московских казаках. Указывается, что Иван III «послалъ на Каму воевати местъ Казанскыхъ съ Москвы к Галичу, Руна с казакы…»
Как видите, найти, кто из казаков древнее, невозможно.
Кто под кем ходил
Но, быть может, можно выяснить, кто руководил объединенным войском во время совместных походов?
Согласно статье исследователя В. Н. Дуды «Боевое братство донских и запорожских казаков и их морские походы», совместные операции донцов и запорожцев были нередки. Только в XVI веке они совершили 40 крупных морских походов. Монах-иезуит Фурнье в 1595 году с ужасом писал о захвате казаками Синопа, уверяя, что «они поднялись со дна моря» и «повергли в ужас береговых жителей».
Историк Сергей Николаевич Шаповалов в статье «Захват донскими и запорожскими казаками крепости Тамань в контексте русско-польской войны 1654–1667 гг.» указывает, что в поход в 1655 году пошли 3000 казаков: 700 запорожцев во главе с атаманом Вергуном, и 2 300 донцов во главе с Павлом Чесночихиным.
Сначала казаки встали на косе под Таманью и взяли языков, от которых узнали дату похода хана на Русь. Затем казаки осадили Тамань и взяли её через 9 дней. После чего посекли ее жителей, 400 татар пленили и стали опустошать земли, освободив 100 человек русских, и не дав хану прийти на помощь полякам.
В архивных документах, изданных в 1917 году под названием «Донская книга», в начале 1656 года есть указы, по которым из Москвы на Дон были отправлены подводы «с жалованием», а донской атаман Павел Федоров получил «зелье и свинец» в дорогу и сукно для станичников. На Дон было отправлено две тыс. рублей, 50 пудов пороха и вестовой колокол в 20 пудов. Но нет ни одного документа, по которым казакам Сечи полагалось хоть что-нибудь.
Это значит, что российское правительство взаимодействовало с Доном, а Сечь действовала на свой страх и риск.
Очевидно, в бою казаки выступали на паритетных началах, совместно разрабатывая операции и отводя каждому роль в зависимости от его умений и силы.
Запорожцы ходили за добычей, а донцы были еще и на службе у государства. В том случае, если цели Дона и Сечи расходились, то запорожцы уходили восвояси, а если совпадали, тогда действовали сообща, и на короткое время запорожцы могли встать под командование донцов.
Можно сделать вывод, что донские атаманы в совместных походах имели больше власти, нежели запорожские. Однако власть эта была ограничена вольнолюбием запорожцев и их «нежеланием делать то, чего не хочется».
Читайте наши статьи на Дзен