«Старый Ник»: почему потомок Александра III умер в бедности
Этот человек действительно скончался в далеком городке Кэтрин на севере Австралийского континента как бродяга: присел отдохнуть на траву под дерево и умер от случившегося с ним обширного инфаркта. Подойти к телу долго не решались — его охраняла огромная породистая собака. Произошло это 27 сентября 2015 года.
Звали этого человека Леонид Гурьeвич Куликовский, но австралийцам он представлялся как Old Nick — «Старый Ник». Оказалось, 72-летний «Старый Ник» был правнуком Александра III и родственником королевы Елизаветы II и принца Филиппа.
Целых два месяца его тело лежало в городском морге невостребованным — сначала полиция безрезультатно искала родственников, затем, когда нашли сестру покойного, живущую в Дании, потребовалось длительное оформление документов. Тело предали земле только 30 ноября, покрыв гроб российским гербовым флагом. Отпевание члена царской фамилии совершил специально прилетевший для этого из австралийского штата Виктория священник.
Несмотря на то, что «Ник» жил скромно в караван-парке, на похороны приехало 45 человек, среди которых были австралийский министр культуры Петер Стайлс и русский дипломат Максим Валерьевич Раку. Никто из потомков императорской семьи на погребение не прилетел, не прислали даже денег на похороны. Средства для погребения на греческом участке местного кладбища выделила состоятельная семья православных греков Паспале.
Скромный и скрытный
«Старый Ник» жил в трейлере в местном караван-парке Outback Caravan Park. В городке он появился в 2006 году: приехал в город, поставил машину на стоянку в парке и вел скромную, размеренную жизнь. Каждое утро вместе с собакой Ракки он совершал прогулку в семь километров, затем заваривал утренний чай и садился читать книги. Хозяин парка Питер Байерс вспоминал, что вещей у Ника было мало, но трейлер был забит книгами.
Это был улыбчивый, эрудированный, скрытный человек. Только однажды в разговоре с горожанином он обмолвился, что он русский и что в его жилах живет кровь Романовых. Собеседник воспринял это как шутку. Единственный приятель «Ника» Здравко Радич характеризовал друга как человека, который больше любил слушать и очень мало говорил о себе.
История семьи
Тем, почему правнука императора едва не похоронили как бродягу, заинтересовалась австралийская писательница Людмила Леонидовна Ларкина. Она провела расследование обстоятельств жизни «старого Ника» и написала статью «Таинственный странник с корнями российского императора в австралийской глубинке».
Оказалось, что Куликовский появился на свет в 1943 году в датском городе Боллеруп. Его отцом был Гурий Куликовский, сын дочери Александра III Великой княжны Ольги и русского дворянина Николая Куликовского. Оба пращура оказались за границей волею судьбы.
После убийства царя княжна Ольга с мужем и детьми находилась в Крыму на положении пленников. Но в начале 1920 года она с семьей сумела покинуть берег Крыма, через Стамбул, Белград и Вену уехала в Данию, где уже находилась ее мать Мария Федоровна.
Здесь полковник Куликовский занялся бизнесом. Когда Мария Федоровна скончалась, Куликовские купили дом возле Копенгагена. Отец «Ника» служил в гвардии, женился на датчанке; кроме Леонида, родившегося в 1943 году, у них было еще двое детей — старшая дочь Ксения и младший сын Александр.
После победы Советский Союз объявил о репатриации на родину всех эмигрантов. Семье Гурия пришлось срочно бежать в Канаду и начинать все сначала: работали на ферме, затем переехали в Оттаву, где Гурий стал преподавать русский язык военным.
История «Старого Ника»
Леонид после школы приехал в Данию, какое-то время был менеджером по продаже изделий из стекла, а в 1967 году эмигрировал в Австралию. Единственный раз, когда кто-то из родных навестил его, был в 1970 году — к Леониду приезжала его мать, Рут Шварц.
Известно, что он около 30 лет отработал на одной из фабрик в Сиднее, после чего купил трейлер и отправился путешествовать по континенту; родственники окончательно потеряли с ним связь. В последний раз он написал сестре в 1995 году.
Людмила Ларкина выяснила, что семьи у «Ника» не было, большую часть жизни он прожил бок о бок с русской общиной в Сиднее в съемном жилье, но ни с кем не общался. Был православным, во всяком случае, в молодости — в конце 1960-х посещал службы в православном Свято-Владимирском храме.
С детства обожал чтение, обладал острым умом, всех обыгрывал в шахматы и был в курсе всех политических новостей. Никакого другого жилья, кроме старого трейлера, у представителя императорской фамилии не было. Не было и сбережений.
Надолго задержаться в городке Кэтрин, возможно, его заставило то, что караван-парк находился в живописном местечке под названием Cossack — «Казак». Название это появилось здесь неспроста — в 1920-х именно сюда эмигрировали русские казаки. Они возвели в городе мост через реку, основали несколько ферм, а потом разъехались кто куда. В Кэтрин до сих пор есть названия улиц с русскими минами: улица Александра Тoкмaкова, его супруги Лилии (Tоkmаkoff Rd. и Lyа Rd.), улицы Зимина, Ивaнова и Крылова.
Быть может, из-за этого Леонид Куликовский и решил остаться здесь до конца жизни. «Старыми Ником» он называл себя, возможно, в честь мученика императора Николая II, которому приходился внучатым племянником. Скорее всего, трагические события XX века, случившиеся в России, наложили свой отпечаток на человека, который в России никогда и не был, но который всю жизнь ощущал себя беженцем, человеком без родины.
Кстати, опознали его тело чудом. Как раз в это время в Австралию для Леонида Гурьевича Куликовского пришло приглашение в Санкт-Петербург — правительство России приглашало приехать его на захоронение царских останков. Именно благодаря письму правнук Александра III не очутился в безымянной могиле для бродяг.
Читайте наши статьи на Дзен