Почему венгры не похожи на своих родственников – хантов и манси
Хотя история о переселении венгров из Западной Сибири была известна больше тысячи лет назад, но отличия европейского по внешности венгерского народа от его сибирских родственников заставляли многих (в том числе Николая Карамзина) усомниться в их достоверности. Ныне, конечно, сомнений не осталось – языки венгров, хантов и манси изучены достаточно хорошо. Это языки близкородственные. Но и почти полное отсутствие у современных венгров монголоидной примеси также несомненно и говорит само за себя.
Славянское население среднего Дуная
Переселение венгров на Паннонскую равнину и формирование Венгерского средневекового королевства в венгерской историографии называются «обретением родины». А кто жил на этой «родине венгров» до их прихода?
Ещё в 5 веке здесь располагалось ядро эфемерной империи гуннов во главе с Аттилой. Многие историки считают, что гунны принадлежали к той же лингвистической группе, что и венгры. В 6 веке тут сложилось могущественное государство авар, переселившихся сюда из Центральной Азии. Авары исходно были тюркским или монгольским племенем, но в их государстве попадались самые различные этносы.
Аварский каганат вплоть до начала 9 века играл видную роль в политических отношениях Восточной и Центральной Европы. К этой эпохе относится свидетельство русской Начальной летописи об обрах, «примучивших» славянское племя дулебов. Многие славянские народы находились тогда под господством аваров.
Франкский король Карл Великий в конце 8 века начал систематическое покорение Аварского каганата. В результате серии упорных и беспощадных войн авары были разгромлены. Они сопротивлялись до последнего, и в результате практически весь их народ был истреблён. Русская летопись по этому поводу приводит афоризм: «Погибоша аки обре».
По археологическим материалам чётко прослеживается, что после победы франков над аварами Паннонская низменность стала населяться славянами, во множестве приходившими сюда из окружающих областей. Франки не сумели удержать господство над Паннонией. Уже в середине 9 века она вошла в состав славянской Великоморавской державы. Таким образом, к моменту прихода сюда венгров политическая власть на их будущей родине принадлежала славянам. Более того, славяне составляли здесь этническое большинство.
Нетипичная ассимиляция
Однако простой ассимиляцией венгров славянским субстратом трудно объяснить характер произошедшей трансформации венгров. Чтобы понять существо проблемы, надо сравнить этот процесс с аналогичным у болгар, происходившим в то же самое время.
Болгары были кочевым тюркским племенем, пришедшим на нижний Дунай в 7 веке. Здесь они покорили славянское население. В процессе взаимной ассимиляции общегосударственным языком стал местный славянский. В Венгрии же наоборот: общим языком стал язык пришлого племени, которое в физическом плане практически растворилось в местном населении. Почему в том и другом случае – совершенно разный характер и результат ассимиляции?
О ранней истории венгров есть несколько противоречивых известий. «Деяния венгров», написанные при дворе венгерского короля Белы III на рубеже 12 и 13 веков, есть собрание легенд, носивших актуальный политический характер. Там история венгров приурочена к государствам, игравшим видную роль во времена сочинения этой хроники. В конце 9 века ещё не существовало ни Суздальского княжества, ни Волынского. Упоминание столицы последнего связано с территориальными притязаниями Венгрии конца 12 столетия. Из городов Руси, названных в «Деяниях венгров», тогда существовал только Киев, но рассказ о его осаде и взятии с него дани венграми фантастичен.
Следовательно, не в «Деяниях венгров» надлежит искать исторические сведения о переселении венгров из-за Урала. Тем более, что там ничего не говорится о промежуточных исторических прародинах венгерского народа, известных по другим источникам.
Венгры пришли на Дунай без женщин
Между тем, есть свидетельство, почти современное переселению венгров. И оно содержит весьма правдоподобное указание на то, почему обретение венграми новой родины не походило на обычное завоевание земледельческой страны кочевым племенем.
Византийский император Константин VII Багрянородный в своей книге «Об управлении империей» (около 955 года) написал, в том числе, и о венграх (называя их при этом турками – следовательно, он считал венгров родственными туркам, воевавшим с Византией ещё в 6 веке). Первоначально венгры-турки обосновались в стране, прозванной ими Леведия по имени их вождя. Эта Леведия располагалась где-то по соседству с Хазарией, и венгры были вассалами хазарского кагана. Потом венгры двинулись на запад и поселились рядом с печенегами в стране Ателькуза (по-венгерски это означало Междуречье). Большинство современных историков трактует Ателькузу как междуречье Днепра и Днестра, но есть и другие отождествления.
Венгры были союзниками Византии, призвавшей их на помощь против печенегов и болгарского царя Симеона. Однажды венгры выступили в поход по призыву императора. В их отсутствие печенеги и болгары напали на Ателькузу и перебили всех женщин и детей венгров. Венгерские мужчины больше не смогли оставаться в этой стране и переселились на новое место – туда, где с тех пор и обитают.
Таким образом, венгры явились на средний Дунай без женщин. Это свидетельство Константина Багрянородного выглядит не таким уж сказочным. Венгры вынуждены были брать в жёны местных славянок и, таким образом, в их потомстве от смешанных браков кровь среднеазиатских кочевников быстро вымылась. Но языком общения в таких семьях был язык отцов, который и был воспринят всем населением этой страны.
Современный генетик, доктор биологических наук Олег Балановский, в работе «Генофонд Европы» отмечает, что «генетический ландшафт венгров целиком вписывается в этот «славянский» ландшафт, указывая на хорошо известный в антропологии факт ведущей роли местного, автохтонного населения в сложении генофонда венгров».
Читайте наши статьи на Дзен