Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2020-02-21 11:00:45

Русский генерал Леонтий Беннигсен: первый в мире военачальник, победивший Наполеона

Этого генерала историки нехорошо ославили за его интриги против Михаила Кутузова в 1812 году. Однако соперничество с национальным героем не исключает наличия полководческих талантов и заслуг перед Россией. То и другое у Леонтия Беннигсена имелось в достатке. Он не без оснований считал, что вправе претендовать на то место, которое в 1812 году занимал Кутузов.

Полководец и цареубийца

Левин Август Готлиб Теофил фон Беннигсен родился в Ганновере в 1745 году. В 28 лет он, подобно многим военным того времени из германских княжеств, поступил на службу в русскую армию. Там его стали величать Леонтием Леонтьевичем. За всю свою жизнь он так и не выучился говорить по-русски. Но это не мешало ему с успехом бить врагов России на полях многочисленных сражений. Воюя под началом прославленных русских полководцев Румянцева и Суворова, Беннигсен к концу XVIII века стал генерал-лейтенантом.

При Павле I Беннигсена, как и многих генералов и офицеров екатерининского времени, постигла опала. Будучи крайне зол на императора и поддерживая тесные связи с братьями Зубовыми, Беннигсен стал одним из организаторов и главных исполнителей заговора 12 марта 1801 года, приведшего к убийству Павла..

Многие современники и кое-кто из историков считали, что Беннигсен лично участвовал в убийстве Павла I и даже не то нанёс ему смертельный удар табакеркой в висок, не то помогал его душить. Беннигсен всю жизнь всячески открещивался от этих подозрений и в своих мемуарах написал, что в момент цареубийства уже не находился в спальне Павла. Однако ему мало кто поверил.

Александр I, хотя и обязан был убийцам своего отца своим быстрым восшествием на трон, но при первой возможности постарался отдалить их от себя. Так постепенно он избавился от влияния всех участников заговора 12 марта. Но для Беннигсена он был вынужден сделать исключение. И не потому, что боялся этого немца, а из-за того, что Беннигсен действительно обладал качествами умелого военачальника. Тем не менее, высшего в русской армии чина генерал-фельдмаршала Александр I ему не дал. Карьерное восхождение Беннигсена закончилось в звании генерала от кавалерии (1802).

Битва при Эйлау: гений Наполеона впервые встретил достойного противника

Звёздный час Беннигсена настал в 1807 году. Шла война с Наполеоном в Европе. Очередной союзник России – Пруссия – была разгромлена. Один на один с армией великого полководца осталась только русская армия. В декабре 1806 года Александр I, уступая общественному мнению, назначил её главнокомандующим генерал-фельдмаршала графа Михаила Каменского, известного сподвижника Суворова.

68-летний Каменский, похоже, уже терял рассудок. Через неделю после прибытия в армию он внезапно отдал приказ об общем отступлении и сам бежал в Россию. Там он впал в безумие и через три года он был убит одним из своих крепостных крестьян в отместку за жестокость.

Армию возглавил старший из генералов – Беннигсен. 7 февраля 1807 года он встретил армию Наполеона близ селения Прёйсиш-Эйлау (или просто Эйлау; ныне Багратионовск Калининградской области). Там произошло самое кровопролитное сражение, которое знала европейская история (потом, в ходе наполеоновских войн, таких битв будет ещё немало).

Беннигсен, осознавая превосходство Наполеона в нападении, решил противопоставить ему жёсткую оборону. Два дня французы яростно атаковали, русские стойко защищались и переходили в контратаки. Во время одной из них едва не удалось захватить в плен самого императора французов. Имея 65 000 солдат, Беннигсен полностью отразил атаки равных по численности сил противника. Потери сторон также оказались примерно равными и при этом ошеломляющими: по 15-25 тысяч убитых и раненых (точнее сказать невозможно). Русские после битвы отступили, но Беннигсен отправил в Петербург донесение о своей победе над самим Бонапартом.

Оценки битвы при Эйлау

Объективно, сражение при Эйлау не было русской победой. Однако, если считать, например, что битва у Бородина в 1812 году была победой русской армии, то, несомненно, аналогичной «победой» России закончилась и битва при Эйлау. Беннигсен имел все основания гордиться тем, что совершил. Александр I даже учредил награду – крест «За победу при Эйлау».

Французский историк наполеоновской эпохи Жан Тюлар считает, что битва при Эйлау знаменовала собой начало заката победной тактики Наполеона. Его враги впервые противопоставили ему равную тактику, в результате которой «сражение превращалось в мясорубку» с равными шансами на успех.

Когда весной 1807 года кампания возобновилась, Беннигсен продолжал действовать удачно. В начале июня при Гуттштадте он изрядно потрепал французских маршалов Нея и Сульта. 10 июня при Гейльсберге он снова, как при Эйлау, удачно отразил атаки самого Наполеона.

Возможно, у Беннигсена началось головокружение от успехов, а может быть, всему виною, как при Аустерлице, присутствие при армии императора Александра I. Уже 14 июня под Фридландом русская армия была разгромлена. Александру пришлось заключить с Наполеоном Тильзитский мир. Общественное мнение винило в поражении «рыжего немца» Беннигсена, сразу забыв про его прежние успехи.

Битва под Тарутино

В 1812 году кандидатура Беннигсена рассматривалась на пост главнокомандующего русской армией. Но Александр I назначил, как известно, Кутузова, уступая общественному мнению. Беннигсен, будучи ровесником Кутузова, обладал лучшим здоровьем и выглядел несравненно бодрее. Он резко критиковал оборонительную стратегию и считал нужным дать Наполеону генеральное сражение задолго до Москвы. После Бородинской битвы он выступал за новый бой под стенами Москвы.

Большинство отечественных историков считают оппозицию Беннигсена распоряжениям Кутузова совершенно необоснованной с военной точки зрения и вызванной лишь личной завистью и враждой.

18 октября 1812 года у села Тарутино произошло сражение между авангардами русской и французской армий. Французами командовал Мюрат, русскими Беннигсен. Согласно его плану, русские войска сумели скрытно подобраться к французам и напасть на них. Мюрату пришлось с большими потерями отступить.

В разгар боя Беннигсен прислал в штаб-квартиру Кутузова просьбу дать ему больше войск, чтобы довершить разгром противника. Но Кутузов отказал. Современники и многие историки считают решение Кутузова необоснованным, вызванным личной неприязнью. Выполнение просьбы Беннигсена помогло бы одержать под Тарутино решительную победу.

О непростительной инертности Кутузова в тот день писал и его адъютант Александр Михайловский-Данилевский, и лихой гусар-партизан Денис Давыдов, а из нынешних историков – Николай Троицкий. Беннигсен был вне себя от злости на Кутузова. Он продолжил интриги против главнокомандующего, за что тот 15 ноября 1812 года удалил его из армии. Скончался Беннигсен на своей родине в 1826 году.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: