Русская прялка
Вся жизнь русской женщины была так или иначе связана с прялкой. Впервые ее «знакомили» с ней в 5 лет. И, сидя за специальной детской прялкой, она делала свою первую нить.
Впоследствии ее часто использовали в качестве оберега. Так, например, перед свадьбой мать опоясывала ею свою дочь-невесту по голому телу, чтобы уберечь ее от порчи и сглаза.
Вообще же за годы девичества девушка должна была наткать и напрясть столько, чтобы хватило и на приданое, и на красивый костюм, и на подарки родным.
Самыми обидными прозвищами для девочек-подростков были «непряха» и «неткаха».
И для того, чтобы «привязать» новорожденную девочку к рукоделию, пуповину ее обычно перерезали на веретене.
Когда девушка становилась взрослой, ей покупали новую нарядную прялку или дарили старую, доставшуюся от бабушек и прабабушек. Либо же ее мог изготовить отец. Довольно часто муж дарил прялку жене, а парень – девушке.
Прялка играла важную роль и во время подготовки к свадьбе. На посиделках она выступала своеобразной «визитной карточкой» девушки, поэтому ее украшению придавалось особенное значение.
«Девичий быт всегда разукрашен и декоративен, — пишет В.С.Воронов, — прялка, стоящая рядом с пряхой, украшала ее наравне с одеждами, бусами и лентами».
Кириллица решила вспомнить традицию и выбрала 5 самых красивых прялок.
Городецкая прялка
Самой красивой частью городецкой прялки является донце.
По своему назначению это донце не что иное, как нижняя часть прялки, на которую женщина садилась во время работы.
Неслучайно, у жителей севернорусских деревень известное всем донце именовалось «поджопницей».
Городецкое донце было предметом особой гордости владелицы. После работы его вешали на стену: оно предназначалось для украшения крестьянского дома и для внимательного рассмотрения, что требовало от него некой «картинности».
В отличие от большинства крестьянских росписей других районов, в основе декорирования городецких донец всегда лежал сюжет, который лишь дополнялся орнаментом.
Северодвинская прялка
Как пишут исследователи,»все виды северодвинской росписи уходят своими корнями в древнерусское искусство: монументальную живопись, иконопись, миниатюру и орнаментику книг. Народные мастера многие приемы и мотивы книжной миниатюры перенесли в роспись».
Очень близки миниатюрам манера изображения одежды персонажей, колорит, простота и лаконичность рисунка. Многие композиционные приемы тоже взяты из книжной миниатюры и иконописи: повествовательность, соединение в одной композиции разновременных сцен.
Данная прялка уникальна не только своей росписью, но и «автографом». Подписные прялки — очень редкое явление. Ведь мастера, их изготавливавшие, художниками себя не считали.
Ярославская прялка-терем
Пожалуй, одна из самых резных русских прялок. Рельефная, выемчатая, ногтевидная, контурная и сквозная резьба.
Их лицевая часть сплошь покрыта изображениями сцен из жизни крестьян, горожан или военных. Наиболее часто повторяются сцены торжественных чаепитий, застолий и плясок.
На женщинах, сидящих за самоварами, — деревенские наряды или декольтированные платья, какие носили в первой половине XIX века.
«А самовары настолько точно воспроизводятся резчиками, что могут служить основанием для датировки прялок».
Коневская прялка
Отличительной чертой этих прялок является соединение резьбы с раскраской и цветочной росписью.
Роспись одно из ведущих направлений народного искусства этого края. Цветочным орнаментом покрывали и сундучки, и свадебные шкафчики, дуги, переборки комнат, двери, выносы кровель и фронтоны изб.
Ярославская прялка-башенка
Прялка «Башенка» — характерно ярославский тип старинной прялки. Названа так, потому что вертикальная часть прялки выполнена в технике прорезной резьбы и имеет вид 16-ярусной башни, над которой помещены символы солнца и неба.
Эти изображения имеют символику. Башня представляет образ Библейской Вавилонской башни из сказания о разделении языков.
«Тем самым, можно утверждать, что создатель прялки был грамотным человеком, который знал и читал Библию».
Анастасия Некрасова
Читайте наши статьи на Дзен