Как донские казаки создали российское шампанское
Шампанское стало непременным атрибутом новогоднего стола и вообще какого-то особого торжества, праздника. Французы хотят, чтобы «шампанским» назывался напиток, изготовляемые исключительно в провинции Шампань, всё остальное – игристые вина, но мы будем использовать устоявшийся термин, ставший нарицательным.
«…И пробка в потолок»
Напиток носит устойчивый флёр изысканности и аристократичности. Шампанское стало непременным участником увеселений высшего общества, его особенно уважали гусары. Сначала это был зарубежный напиток, позже – отечественный.
Да что там, он даже в русской литературе оставил серьёзный след. Со школы помним, сколько раз в поэме «Евгений Онегин» Александр Сергеевич Пушкин использует шампанское в тексте, включая названия тогдашних брэндов, некоторые из которых дошли до наших дней. Поэты Серебряного века развили тему. Это и Блок с его регулярным упоминанием «аи», и Игорь Северянин, чьи «ананасы в шампанском» стали, как теперь принято говорить, мемом. Но, пожалуй, первым, кто упомянул шапанское в стихотворении, стал Гавриил Державин – в оде «Фелица».
Считается, что первым, кто начал выпускать в России шампанское стал аристократ – Лев Голицын, в конце XIX века развивавший Массандру, Абрау-Дюрсо и Новый свет. Благодарные потомки не так давно назвали в его честь одну из марок шампанского. Впрочем, считается, что первые опыты по изготовлению шампанского в России проводились с 1799 года.
Немудрено, что после революции шампанское, как атрибут царского режима, подверглось гонениями, в том числе – стихотворным. Впрочем, вернёмся к истокам появления шампанского в России.
Вольные винокуры
Мало у кого напиток ассоциируется с казаками. А ведь именно обитатели Дона с середины XVII века овладели секретом шампанского. Прославились на этом поприще две станицы, Цимлянская и Кумшатская. Казачье шампанское широко распространилось по России. А герой Отечественной войны 1812 года атаман Платов пил только цимлянское.
Понятно, что казаки не стали обладателями французских секретов, а изобрели напиток самостоятельно, разве что природные условия, как оказалось, весьма похожи на Шампань. Впрочем, не это сыграло ключевую роль, а давняя традиция винокурения, что позволило не только разработать технологию, но и наладить производство. Вот разве что до промышленного производства дело на Дону не дошло, шампанское выпускалось полукустарными методами.
А вот в Крыму перешли к промышленному производству достаточно быстро. Так при Судаковском государственном училище виноделия открылось изготовление шампанского, быстро достигшее 15 тысяч бутылок в год. Предприятием владел иностранец Крич. Шампанское было столь высокого качества, что Крич решился на аферу, наклеивая этикетки от французского шампанского, скандал был серьёзный, в 1848 году он дошёл до ушей императора, который повелел производство закрыть, а Крича выгнать из страны.
Впрочем, к донскому шампанскому это не имело ни малейшего отношения. Местные селекционеры вывели ряд уникальных сортов винограда, использование которых придавало игристому вину неповторимый изысканный вкус. Уникальной была и технология, предусматривавшая купаж сухих и десертных виноматериалов, с последующей шампанизацией в бутылках без применения сахарозы. Нынешние производители цимлянского уверяют, что сохранили технологию, не смотря на промышленное, а не ручное, производство. Европа познакомилась с казачьим шампанским в ходе Зарубежного похода русской армии 1813 – 1814 годов. Европейцы не отказали себе в удовольствии вкушать напиток и после ухода казаков, закупая на Дону существенные объёмы.