Антимощи и мощи: как православные по останкам определяют святых
К числу наиболее почитаемых в христианском мире реликвий относятся мощи святых. С мощами связано множество чудес, но не меньше и суеверий, а также самых разнообразных заблуждений. К числу последних относится мнение, что мощи святого должны выглядеть непременно как нетленная плоть. Это не совсем так. Мало кто знает, но на святой горе Афон нетленность останков зачастую является признаком так называемых «антимощей».
Что такое мощи, и с чем связано их почитание?
Слово «мощи» в славянских языках в древности имело значение «кости» и было связано с представлением о том, что вся сила («мощь») человека заключается не в мышцах, а именно в скелете. В греческом и латинском языках слова, обозначающие понятие «мощи», близки к значению «останки». Говоря о мощах в религиозном значении этого слова, в русской речи, как правило, употребляют выражения «святые мощи» или «честные мощи» (с ударением на последнем слоге).
Почитание мощей в христианстве возникло в самые первые века его существования. Оно связано с верой в то, что коль Христос воскрес не только духовно, но и телесно, то и человек должен быть подобен Спасителю во всей полноте своего существа. Поэтому плоть праведника так же исполнена Благодати, как и его душа.
Первыми святыми мощами стали останки христианских мучеников, брошенных на арены цирков к диким зверям или казненных другими изощренными способами. Единоверцы подбирали после казней останки и благоговейно хранили их в катакомбах, которые стали убежищами для ранних христиан. На ковчегах с этими мощами служили первые литургии. Этот обычай сохранился и по сей день. И сейчас в храмах таинство евхаристии совершается на специальном покрове – антиминсе. Так называют плат, в который зашита частица мощей какого-либо святого.
Стоит, однако, помнить, что христиане не поклоняются святым мощам, а именно почитают их, как «сосуды благодати Божией». Без этого уточнения почитание мощей может показаться чем-то вроде идолопоклонства. Правило об обязательном почитании мощей святых было закреплено в 787 году на Втором Никейском соборе.
Как определяется святость мощей
Святость мощей связана, прежде всего, с тем, каким был человек при жизни. Канонизация человека, то есть, признание его святым, происходит всегда после его кончины, иногда спустя много лет.
В 1993 году митрополит Ювеналий в докладе «К вопросу о порядке канонизации местночтимых святых в Русской Православной церкви на епархиальном уровне» указал несколько критериев, согласно которым человек может быть признан святым. Среди них: праведная жизнь или мученическая смерть за Христа (иногда и то и другое вместе), большие заслуги перед Церковью или перед народом Божиим, чудеса, совершаемые по молитвам святого или на его могиле и т.д.
В XVII столетии критериями святости назывались следующие: безукоризненное православие; страдание за веру «даже до крови»; проявление Божественных знамений и чудес.
При этом сегодня, как и в старину, мощи святого, безусловно, имеют значение (не решающее) для канонизации, но их полная сохранность или нетленность никогда не являлась обязательным условием.
Говоря о нетленности святых мощей, церковные авторитеты имеют ввиду те частицы, останки, которые не истлели со временем. Историк церкви, профессор Евгений Евсигнеевич Голубинский, писал, что «нетленные мощи – это не нетленные тела, а сохранившиеся, не истлевшие кости». Как правило, обретенные (найденные, обнаруженные) святые мощи издают приятный аромат, на них может выступить миро (масло), и сами останки при этом не имеют устрашающего, отталкивающего вида. Об этом можно прочесть в многочисленных описаниях чудесных обретений святых мощей.
Что такое антимощи
Антимощи – это останки тел нераскаявшихся грешников. Явление довольно редкое, оно описано лишь в отношении тел монахов афонских монастырей.
На Афоне покойников не хоронят обычным образом в земле, поскольку там сплошной камень и вообще, довольно мало свободного пространства. Умершего собрата монахи погребают в выдолбленной в камне могиле, а через три года извлекают кости и помещают их в специальную «костницу» — склеп, где находятся останки всех почивших монахов этого монастыря.
А что же делать, если за три года тело не истлело окончательно? Такое редко, но случается на Афоне. Тогда останки вновь погребаются, и за почившего возносятся усиленные молитвы, поскольку считается, что раз земля не принимает тело, то монах сильно нагрешил при жизни.
Но как правило, за три года от умершего остаются одни лишь кости. Если они приобретают красивый желтоватый оттенок, похожий на теплый отсвет пламени, покойного считают достигшим святости. Если кости снежно-белые, значит, умерший собрат честно исполнял все монашеские обеты. Если же череп темнеет, значит, душа умершего после смерти проходит мытарства – испытания, налагаемые за грехи.
Но были в истории Афона и случаи явления самых настоящих антимощей. В XIII веке, когда речь зашла об очередной «унии» — объединении католической и православной церквей при главенстве Папы Римского, на Афоне, в лавре Святого Афанасия, произошло совместное богослужение с католиками. На такое нарушение церковных правил пошли три афонских монаха. Они до смерти не раскаялись в своем грехе. И когда их могилы были раскрыты, братия обнаружила три жуткие мумии: черные, смрадные, с вытаращенными глазами и отросшими ногтями. Их погребли вновь, и за них начали возносить усердные молитвы. Однако, это не помогло. Антимощи оставались нетленными и по-прежнему устрашающими. Поняв, что отмолить несчастных грешников не удастся, братья отнесли эти мумии в удаленный склеп, где они находятся до сих пор.
Говорят, что смрад чувствуется в этой пещере и поныне, а побывавший там один из паломников-монахов утверждал, что слышал голоса демонов, терзавших души грешников и ощущал, что рядом с нетленными телами протекает «какая-то своя, мертвая жизнь».
Читайте наши статьи на Дзен