Ногинск
Русская Вена, жемчужина модерна, самый красивый город Подмосковья — это лишь немногие эпитеты, применимые к городу Ногинск. Правда, туристов в этом городе сложно увидеть.
Ногинск — районный центр Московской области, расположен на реке Клязьма в 51 км к востоку от Москвы. В XIV-XVI веках окрестная территория была вотчиной московских князей.
На месте Ногинска находилось село Рогожи — центр Рогожского стана. А на ямской станции Рогожи не раз останавливались «знаменитости». Так во время путешествий здесь побывали Суворов, Пушкин, Лев Толстой.
При образовании в 1781 году Богородского уезда было предписано «село Рогожи именовать городом», после чего он по названию уезда стал именоваться Богородск. Тогда во вновь учрежденном городе насчитывалось чуть более 100 жителей.
В территорию современного Ногинска входит и бывший заречный промышленный поселок Глухово. Богородско-Глуховская мануфактура, которой владел Арсений Морозов, двоюродный племянник Саввы Морозова, в начале ХХ века считалась одной из крупнейших и наилучшим образом оснащенных фабрик в Европе.
Новоткацкая фабрика Глуховской мануфактуры (1907-1908), построенная приглашенным в Богородск известным архитектором А.В. Кузнецовым, сохранилась до наших дней.
После завершения строительства она стала одной из лучших в мире как по архитектурному проекту, так и по оснащенности. Все пространство потолка было изрезано световыми фонарями разной формы. Яркое верхнее освещение существенно улучшило условия зрительной работы. На крыше, между фонарными покрытиями, вся территория была засыпана грунтом и засеяна травой — это был огромный газон, находившийся на приличной от земли высоте. В здании была применена новая система вентиляции, приближенная к современной системе кондиционирования.
Впервые на русских фабриках здесь появились светлые удобные гардеробные с индивидуальными шкафчиками для верхней одежды.
Именно на этой фабрике снималась известная картина «Светлый путь» с Любовью Орловой в главной роли передовой ткачихи.
Недалеко от фабрики стоят три дома постройки 1908 года. В этих больших четырехэтажных казармах Т-образной формы были общежития для вновь поступивших рабочих Глуховской мануфактуры.
Если рабочий (к нему присматривались) проявлял себя с лучшей стороны, то вскоре он получал на фабрике ссуду и мог построить собственный дом или получить отдельную квартиру в доме на 4 семьи. От нерадивых рабочих избавлялись.
В казармах были вентиляция, канализация, воздушное отопление. В подвале была общественная прачечная со стиральными машинами, хотя крутить надо было руками. Также были холодные шкафы (для хранения продуктов).
Примечательно, что правнук основателя династии Морозовых, крестьянина Саввы Васильевича (1770-1860), — Арсений Иванович (1850-1932), при котором мануфактура достигла наибольшего расцвета, учился текстильному делу в Англии, в Манчестере, — крупном текстильном центре Европы. Возглавив производство в России, Арсений Морозов сосредоточился не только на технической стороне дела, но и на условиях труда и жизни рабочих.
Благодаря Морозовым к началу первой мировой войны в Глухове сформировался социально-бытовой комплекс, включавший казармы для рабочих, фабричные лавки и магазины, больницу и родильный дом, туберкулезный санаторий, баню, школы и училища, церкви, клуб приказчиков и библиотеку.
Была также улица, где жили иностранные специалисты и российские инженеры.
В начале ХХ века был реализован ряд других филантропических проектов Морозовых на благо сотрудников и их семей: разбит парк, построен стадион с беговыми дорожками и велотреком, открыта лодочная станция, театр, в котором давали гастроли лучшие московские труппы; «Морозовский хор» при мануфактуре был известен на всю страну и выпустил несколько пластинок.
Удивительно, но и фабричная постройка, и школа, и общежития дошли до наших дней в идеальном состоянии. И по-прежнему радуют глаз местных жителей.
А «бывшую школу для детей рабочих» (ныне среднеобразовательную школу) называют самой красивой школой в России.
По городу
Центр города имеет регулярную планировку. Правда, скорее, сейчас там царит архитектурный хаос. Дореволюционные дома вперемешку с брежневскими «коробками», торговыми центрами последних лет и конструктивистскими «Домами советов». Но, несмотря на этот хаос, попадаются «редкие жемчужины». Промышленное здание с чертами псевдоготики, дом Зотова, владельца местной фабрики шёлковых лент, построенный в последней трети XIX века, дом революционера Лескова.
Ну, а главной достопримечательностью города считается здание женской гимназии, а ныне средней школы № 2 имени Короленко, построенное в 1908 году архитектором А.В. Кузнецовым.
Ногинск — удивительной красоты город, который оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, восхищение памятниками архитектуры, их сохранностью и местными властями. Последние не только сохраняют наследие, но и заботятся о современном облике города.
Большую часть новостроек пытаются как-то стилизовать под модерн, а заведения называть: Морозов, Савва и т.п.
А в 2000 году местными депутатами было принято единогласное решение «о переименовании Ногинска и возвращении городу его исконного названия — Богородск» ( в 1930 году город был переименован в Ногинск, в честь революционера Виктора Ногина). Правда, вялотекущий процесс переименования продолжается вплоть до настоящего времени, иногда материализуясь в опросы жителей и сборы подписей «за» или «против».
Огорчает лишь одно. В городе почти не бывает туристов. В местных палатках и книжных магазинах вы не найдете ни карты города, ни краеведческой литературы. Да, и большинство местных жителей не смогут вам помочь в поисках того или другого памятника. Хотя, стоит проехать всего 52 км, чтобы вживую увидеть «каменную летопись удивительного стиля модерн».
Анастасия Некрасова
Читайте наши статьи на Дзен