Рожок для кормления: как он убил миллионы русских детей
Несмотря на распространённое представление о том, что наши предки были «ближе к природе» и росли здоровыми, это далеко от истины. Русские крестьянки XIX века по экономическим и социальным причинам не имели возможности обеспечить детям полноценное грудное вскармливание, что приводило к ужасающей детской смертности.
«Не знают ни материнской груди, ни мамкиной»
Почти каждый ребёнок в дореволюционной деревне вскармливался из рожка. Это был в прямом смысле слова отпиленный коровий рог длиной 8-12 см, полый внутри и с продырявленным острым концом. Чтобы молоко вытекало медленно, на отверстие натягивали «соску» из куска коровьего вымени, размягчённого в солёной воде (её называли «коровьей титькой»). Некоторые просто обматывали рожок куском ткани.
Прикорм вводили иногда с первых дней жизни, особенно если у матери из-за недостаточного питания не хватало собственного молока.
«В рожок наливали коровье молоко, очень часто разбавленное водой, а иногда вместо молока давали квас или чай», – отмечает Зинара Мухина, автор монографии «Семейный быт и повседневность крестьян Курской губернии».
Молодая мать могла на целый день уйти в поле, а кормление ребёнка поручить старшим детям или пожилым родственникам. Почти все русские дети вырастали в условиях вынужденной депривации. Доступ к материнской груди они получали лишь в ночные часы.
Отказ от грудного вскармливания объяснялся не только хозяйственной необходимостью, но и укоренившейся привычкой. На востоке страны, где русские жили рядом с туземцами, разница в подходе к кормлению детей была особенно заметна. Вот, что писала в 1839 году сосланная в Тобольскую губернию полька Ева Фелинская:
«Остячки кормят своих детей собственной грудью. Напротив, жительницы Берёзова русского происхождения не утруждают себя этим. Все березовские дети, за небольшим исключением, не знают ни материнской груди, ни мамкиной. Сразу же после рождения их кормят коровьим молоком, налитым в рожок, в тонкий конец которого вставлен коровий сосок».
Рожки-убийцы
Искусственное вскармливание детей давало противоречивый демографический эффект. С одной стороны, не кормившие грудью женщины чаще беременели и рожали больше детей. С другой стороны, сложившиеся в крестьянских семьях обычаи имели прямое отношение к высокой младенческой смертности. В конце XIX – начале XX века этот показатель в России был одним из самых высоких среди европейских стран.
«По данным обследований (1887-1896 гг.), удельный вес умерших детей до пяти лет в среднем по России составлял 43,2%, а в ряде губерний свыше 50%», – пишет доктор исторических наук Владимир Безгин в книге «Крестьянская повседневность».
По данным исследователя, больше всего детей умирало в летние месяцы, преимущественно из-за характерных для этого времени года кишечных инфекций. На смертность влияло не только слишком раннее введение прикорма, но и его качество. В молоке размачивали хлеб, а порой само оно бывало скисшим или прогорклым.
Ещё большее значение имело санитарное состояние рожков-кормилок. Открытый сосуд, который крестьяне не держали в должной чистоте, становился рассадником болезнетворных бактерий. Он привлекал тучи насекомых, порой в рожках даже заводились черви. От 17 до 30% младенцев в России погибало от поноса. Кроме рожков, свою долю жизней забирали соски-жевалки – тряпицы с жеванным хлебом и овощами, которые совали детям в рот. По сохранившимся описаниям, от одного запаха таких сосок взрослых людей начинало тошнить.
Бывали и несчастные случаи. Например, Лев Толстой в 1891 году упоминал в дневнике о крестьянском ребёнке, которому слишком глубоко сунули в рот рожок, и он задохнулся.
«Бог дал – Бог взял», – нередко говорили русские крестьяне о смерти детей. Из-за частых неурожаев прокормить «лишние рты» им было сложно. Но нельзя не отметить, что высокая детская смертность находилась в прямой зависимости от уровня эксплуатации женщин, которые из-за занятости не могли уделять малышам должного внимания.
Дореволюционные врачи многое сделали для пропаганды гигиены среди крестьян, но качественного уменьшения детской смертности удалось добиться только в советскую эпоху. Судя по образцам, сохранившимся в коллекциях российских музеев, костяные рожки активно использовались в деревнях в годы НЭПа. Есть свидетельства, что они сохранялись даже в 1940-х годах. Лишь со временем на смену коровьим рогам пришли стеклянные бутылочки и резиновые соски, которые по сей день по традиции называются рожками.
Читайте наши статьи на Дзен