Полуимя: почему преступников на Руси называли уменьшительными именами
В старину в России у людей кроме личного имени было также крестильное имя, прозвище и полуимя. Последнее имело презрительный характер и давалось за определенные проступки.
Что такое полуимя
Полуимя получило широкое распространение при Иване Грозном, когда каждый русский подданный, обращаясь к представителю более высокого сословия был обязан намеренно искажать свое имя. К примеру, письменно обращавшийся к царю боярин Иван должен был называть себя его холопом, Ивашкой или Иванцом.
Это правило иллюстрирует событие, когда Иван Грозный разыграл некий политический маскарад, посадив в 1575 году вместо себя на трон крещеного татарина Симеона Бекбулатовича, который формально принял царский титул, хотя всем было очевидно, что это венчание было фиктивным и руководство страной осталось в прежних руках.
Иван IV, строго соблюдая введенные им же правила: в послании к «великому князю всея Руси» именовал себя Иванцом Васильевым и «челом бил».
Только один человек отказался соблюдать новое правило – полководец-эмигрант Андрей Курбский. Перейдя в литовское подданство, он не считал нужным подписываться полуименем, ограничившись упоминанием о себе в третьем лице.
Однако Петр I считал эту традицию проявлением «пресмыкания позорного», и указом от 30 декабря 1701 года запретил использование полуимен в документах и обращениях. Кроме того, он запретил людям именовать себя холопами в официальных документах, постановив вместо этого подписываться более лаконичным «нижайший раб», по аналогии с устоявшимся словосочетанием «раб Божий».
Удел преступников
Особым классом употребления полуимени считались имена лиц, обвиняемых в тяжких преступлениях. Таким образом общество демонстрировало своё презрение по отношению к нарушителям закона. Если дело касалось государственных преступников, то правительство сознательно принижало их в глазах простых людей. Ярким примером служат имена Гришки Отрепьева, Тимошки Анкудинова, Стеньки Разина. Во многих правительственных документах встречается даже такая форма, как Емелька Пугачёв. Этот обычай сохранялся вплоть до конца XVIII века.
А как привык народ?
Тем не менее, в простонародье добавление к имени уменьшительного суффикса не несло негатива, если так называли друг друга родственники, близкие друзья и знакомые. Такое обращение среди людей одного сословия указывает не на превосходство одного индивида над другим, а скорее на ласковое отношение друг к другу. Например, Александр Сергеевич Пушкин намеренно величал своих детей полуименами. Зовя их Машкой, Сашкой, Наташкой, Гришкой, он таким образом выражал свою отцовскую любовь и нежность.
В наше время полуимена все еще популярны, но теперь не несут какого-либо негативного значения.
Читайте наши статьи на Дзен