Проводники в мир мертвых: почему коренные народы Севера хоронили собак вместе с людьми
Это удивительное захоронение эпохи раннего неолита ученые обнаружили прямо в городе Иркутске, на склоне горы Кая, недалеко от впадения реки Иркут в Ангару.
В могиле полтора метра в длину и метр в ширину, ориентированной по оси север – юг, лежал волк. Его возраст составлял 9–10 лет.
Но главная находка находилась между лап животного, которое как бы обнимало ее со всех сторон, охраняя – это был человеческий череп, принадлежавший зрелому мужчине. Он был совершенно цел, с сомкнутыми зубами и с двумя уцелевшими позвонками.
Кроме этого, в могиле с краю находились, очевидно, сдвинутые в сторону фрагменты костей более старого захоронения и одиннадцать предметов, которые должны были сопровождать покойного на тот свет: костяные стержни, иглы, лезвие из кремния, кремниевые пластины и клык бобра.
После тщательного изучения черепа выяснилось, что во-первых, он уже где-то был погребен, вынут из земли и захоронен повторно. Во-вторых, изучение черепа антропологами дало поразительные результаты. В 1998 году череп был восстановлен с помощью восковой мастики. Мужчина оказался ярко выраженным представителем монголоидной расы, но имел вытянутое, очень крупное лицо, широкое в верхней и в средней части. Орбиты глаз были крупными по сравнению с другими древними людьми, но гармоничны по отношению ко всему лицу. У него был приплюснутый, тонкий, высокий нос со глаженной переносицей.
Кто ты, пришелец?
Ученые были вынуждены признать, что обладатель останков относится в так называемой большой азиатско-американской расе, к ее дальневосточной ветви.
Это заставило ученых пересмотреть гипотезы о том, что в бронзовом веке население Байкала было однородным.
ДНК-анализ костей животного дал точный ответ, что это именно волк, однако современных родственников у него нет, скорее всего, эта линия волков уже вымерла. Все кости животного были целыми, поэтому есть вероятность того, что волка умертвили бескровным способом, как обычно поступали с жертвенными животными. Поскольку некоторые зубы у волка отсутствовали и другие были стерты, появилось предположение, что он мог жить с людьми.
Изучение возраста останков волка и человека различными методами дало довольно сильный разброс. Останки волка датируются от 8140 лет до 7230 лет, возраст черепа составляет от 8690 до 7840 лет, а возраст захоронений, на месте которых была создана новая могила, колеблется от 7750 до 8530 лет.
Считается, что захоронение волка возникло на месте кайского могильника через 500 лет, на это указывает в своей статье иркутский археолог Владимир Иванович Базалийский (статья «Погребальные комплексы эпохи позднего мезолита — неолита Байкальской Сибири»). Однако ученые склоняются к тому, что череп в захоронении гораздо старше волка.
Культ отрубленной головы?
Что же произошло здесь много лет назад? У иркутских археологов есть три версии.
Первая (маловероятная): череп мог попасть в захоронение волка случайно. Однако само положение человеческой головы, когда волк одной из лап даже как бы прикрывает ей глаза, говорит о том, что это неправда.
Вторая версия говорит о том, что голова была извлечена из другой могилы вместе с комом грунта и перезахоронена соплеменниками, а волк был необходим для того, чтобы охранять ее на том свете от врагов.
Третья версия не исключает, что волк и человек жили в одно время, потом человек мог погибнуть, соплеменникам досталась только голова, которую они с почестями погребли, а волка положили в могилу для охраны.
Но скорее всего, археологи столкнулись с культом человеческой головы, которой в древности предавалось сакральное значение. У тюрских племен, славянских народов, скифов и сарматов существовало поверье, по которому обладатель головы врага приобретал его силу.
К головам сородичей, особенно к головам великих вождей или шаманов отношение, было трепетным. Если после смерти такого человека его соплеменники покидали обжитые места, они забирали голову предка с собой для того, чтобы, похоронив ее на новом месте, как бы освятить ею новые земли, сделать их таким образом «своими», а самим – поселиться на этом новом месте под защитой предка.
В связи с этим можно вспомнить культ отрубленной головы у хингинских бурятских племен, которые, убегая от маньчжуров в Прибайкалье, похоронили заболевшего в дороге великого, но уже старого вождя и шамана Буртэ-Убугуна в Саянах, а с собой взяли только его голову, которую потом похоронили на новых землях, таким образом освятив их. Через много лет в каждой юрте хингинских бурят был свой онгон – идол, сделанный в в виде отрубленной головы Буртэ.
Не только на Байкале
Что же касается роли волка, то, возможно, тут сыграл свою роль древний культ собак-проводников в страну мертвых, элементы которого у многих сибирских народов сохранились до сих пор. Особенно распространены они среди эвенков, у которых существует даже ритуальное поедание этих животных, а у юкагиров труп собаки является неотъемлемой частью ритуала погребения шаманов. Есть сведения, что у народов Крайнего севера тоже были распространены некие ритуальные действия с телами убитых волков, включая их захоронение в отдельных могилах.
Погребения с собаками в Прибайкалье встречаются несколько раз, и все они относятся к позднему мезолиту или к раннему неолиту (примерно 10–9 тыс. лет назад).
Например, на острове Ольхон на Байкале было найдено погребение раненого неолита, в котором вместе с человеческими останками были найдены скелеты двух собак. А в коллективной могиле близ сакральной скалы Шаманки вместе с сородичами древние люди похоронили собаку.
Подобные захоронения известны в Скейтхольме на юге Швеции (могильник Skateholm I).
Но захоронение именно волков встречается на нашем континенте только еще один раз – в Нижней Австрии в долине Среднего Дуная на стоянке древнего человека Лангманнерсдорф, которую относят к верхнему палеолиту (40–12 000 лет назад). Там было найдено погребение, в котором покоились останки двух волков.
Читайте наши статьи на Дзен