Предсказания Серафима Саровского России: что сбылось
Каждого приходящего за советом старец Серафим встречал словами «Христос Воскресе, радость моя!» и после его наставлений у многих на душе действительно становилось светлее и радостнее. Но не все предсказания благочестивого старца сулили счастье и безбедную жизнь. Особенно устрашающими были те откровения, что касались будущего России.
Величайший из пророков
Тамара Кочнева в статье «Пророчества Серафима Саровского: вымысел и реальность» пишет, что первое Житие старца было написано в 1893 году. В 1903 году, после решения о прославлении старца, составили второе «Житие преподобного Серафима». Оба текста не содержат ссылок на пророческий дар Серафима. Так, в первой редакции Жития всего лишь говорится, что «великий старец не оставил будущим поколениям писаний и поучений», «но таким поучением стала его жизнь».
Но уже в 1904 году вышло дополненное Житие, где говорилось о постепенном проявлении «пророчества и прозорливости» старца. Там же упоминалось, что нравственный авторитет Серафима был столь велик, что за вразумлением и «добрым предсказанием» к нему обращались страждущие из всех уголков Российской империи, а когда Серафиму исполнилось 50, его «стали почитать за величайшего из пророков».
Летопись Серафима
В 1903 году вышло второе издание «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», написанной батюшкой Серафимом (в миру – Л.М. Чичаговым). В этом труде, пожалуй, впервые «цитируются» пророческие откровения прославленного старца. В частности, говорится, что по скончании века Антихрист разорит монастыри, при этом Дивеевская обитель окажется в числе нетронутых. И действительно, стены «четвертого земного удела Богородицы» не сравняли с землей, хотя монастырь и был закрыт в 1927 году. Важно, что и после смерти старца в обители крепко придерживались его наставления о том, что в случае необходимости всем послушникам придется «уйти в мир», поэтому сестры после закрытия монастыря обосновались в Елизарьево и Муроме.
Приводится в «Летописи» и пророчество старца о собственном прославлении: «среди лета запоют Пасху» и «приедет к нам Царь и вся фамилия». Как пишет в книге «Тайны на крови. Триумф и трагедии Дома Романовых» В. Хрусталев, вопрос о канонизации Серафима поднимался после его смерти в 1833 году неоднократно, но Синодом был рассмотрен только после личной инициативы Николая Второго и Александры Федоровны. В 1855 году из Третьего отделения политического сыска к венценосным супругам попали записи, сделанные со слов Серафима помещиком Н. Мотовиловым. Возможно, их содержание и укрепило веру Государя в необходимости ускорить канонизацию почитаемого старца. А его пророчества о собственном прославлении действительно сбылись: во время торжеств в честь канонизации старца звучали пасхальные песнопения о воскрешении Христа, а сами торжества проходили летом – 20 июля.
И восстанут на Россию три державы
В 1903 году вышла в свет книга известного российского религиозного писателя и общественного деятеля Сергея Нилуса, «Великое в малом», написанная по зачастую обрывочным и неразборчивым рукописям Николая Мотовилова. Последний неоднократно посещал старца и общался с ним, а после его смерти посвятил немало времени розыскам и беседам с теми, кто знал Серафима Саровского лично. Часть записанных со старцем бесед Мотовилов передал в Тайную полицию.
Среди прочих предсказаний С. Нилус приводит откровение «о восстании на Россию трех держав», которое старец упомянул в беседе с неким мирянином А. Воротиловым. Как показало время, своими словами старец предсказал Крымскую кампанию, в которой России действительно противостояли три державы – Османская империя, Франция и Англия.
В «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» есть запись о воспоминаниях князя Путятина, который был близок к дивеевскому старцу. Путятин приводит краткий диалог Н. Мотовилова с батюшкой. На вопрос о времени наступления самых страшных событий в России, старец ответил, что произойдет это «немного позже, чем через сто лет после моей смерти». И действительно, в годы «великого перелома», начиная с 30-х годов, крестьянство страдало и гибло от коллективизации, проводились массовые аресты, а количество погибших от «Большого террора» только по данным так называемого Сталинского расстрельного списка достигло почти 44 тысяч человек.
Реки крови и прославление России
Уже в наше время, в 2010 году, был опубликован каталог документов, представленных на выставке к 90-летию Государственного Архива. Часть документов содержала и «Пророчества преподобного Серафима Саровского в бумагах Тайной полиции». В частности, в одном из предсказаний говорилось о «всеобщем бунте», о пролитой неповинной крови, «реки которой потекут по Земле русской», об убийствах дворян, духовенства и купечества. Очевидно, что предсказания относятся к революционным событиям 1917 года.
В упомянутой выше статье Т. Кочнева ссылается и на книгу «Служка Божией Матери и Серафимов» А. Стриженова, где упомянуто письмо Н. Мотовилова, поданное на имя Николая I и Александра II 7 марта 1854 года. И хотя предсказания старца дополнены собственными рассуждениями помещика, из них следует, что Государю и Земле русской «должно много будет горя перенести». Восстанут враги и внешние, и внутренние (речь, возможно, идет о революции 1905 года и Первой мировой войне). А «злоумышленники» будут искать пути «для погибели Государя и всей фамилии»: настраивать народ против Государя (вероятно, речь о Восстании декабристов в годы правления Николая I) и устраивать покушения (на долю Александра II их выпало 6), а также «поднимут всеобщий бунт».
Предсказания Серафима Саровского о Первой мировой и революции Т. Кочнева обнаружила в мемуарах Павла Флоренского – религиозного философа и богослова конца XIX — начала XX века. В них старец предсказывает, что до появления Антихриста случится «великая война» и «страшная революция в России», и никакие, известные ранее кровопролития (ни Разинский или Пугаческий бунты, ни Французская революция), не сравнятся с тем, через что придется пройти России. В тех же бумагах Флоренского, впервые опубликованных в №5 «Прибавления к Почаевскому листку» за 1907 год, говорится, что Господь смилуется над Россией и приведет ее «путём страданий» к Великой славе.
Читайте наши статьи на Дзен