Экзорцизм в исламе: как мусульмане борются с одержимостью
Экзорцизм или обряд изгнания из человека вселившейся в него нечистой силы, свойственен для всех авраамических религий. Согласно исламу, душу проявившей слабину личности терзает зловещий джинн, изгнанием которого должны заниматься имамы.
Джинны
Джинны, которые были неотъемлемыми персонажами арабских языческих представлений, после оформления мусульманства в религию сохранили своё место и в религиозной парадигме. В Коране зафиксировано, что они вместе с людьми и ангелами принадлежат к категории разумных существ, созданных самим Аллахом. Обладающие воздушными невидимыми телами джинны, которые были сотворены из палящего пламени (Коран, 15:26-27), способны принимать любую форму, а также исполнять разные приказания.
Упоминающиеся в священной книге мусульман сразу в нескольких сурах (6:112, 128-130; 15:27; 37:158; 41:29; 46:18/17; 51:56; 55:15/14), джинны были первыми жителями Земли, появившимися задолго до Адама.
Исламский богослов Ибн Аббас писал: «Первыми на Земле были поселены джинны. После того, как в своей аморальности и вражде они перешли все возможные границы, Всевышний ниспослал к ним Иблиса [сатану] и некоторое количество ангелов, которые силой остановили бесчестие и войны. Затем был сотворен Адам».
Эти духи живут в параллельной от людей вселенной, и также как они питаются, играют свадьбы, рожают детей, умирают и ждут Великого суда, чтобы отправиться либо в рай, либо в ад.
Джинны, не воспринимаемые ни одним из чувств человека, в свою очередь подразделяются на четыре категории: силат, гуль, ифрит и марид.
Силаты – это наиболее слабые джинны, у которых отсутствует способность к перевоплощению. К тому же они панически боятся древесины, и поэтому умирают или изгоняются всего лишь одним ударом деревянной палки.
Гули – это джинны с отвратительной наружностью и неизменными ослиными копытами, они могут принимать обличье гиен или соблазнительных девиц. По поверью, они живут вдоль дорог и заманивают путников в своё логово, где пожирают их заживо. Кроме того, они встречаются на кладбищах, болотах и в пустынях, и чтобы избежать участи быть растерзанным этим злым духом, во-первых, нужно воззвать к Аллаху, во-вторых, ударить джинна один раз чем-нибудь, при последующих ударах оборотень воскресает.
Ифриты – эти проклятые Всевышним джинны, обитающие под землёй, они являются приспешниками Иблиса, а потому могут серьёзно вредить людям. Сведения о них можно почерпнуть в Коране (сура Намль 27:39-40) и хадисах.
Мариды – это наиболее жестокие и свирепые джинны, изгнанные из Рая. Они способны принимать облик любого существа, но вместе с тем могут стать узниками предметов.
Джинны могут выбирать по какому пути им идти, а потому среди них есть как праведники, принявшие догмы ислама, так и неверные отступники, именуемые капыр-джиннами: «Среди нас есть мусульмане и уклонившиеся. Те, которые стали мусульманами, последовали прямым путем» (сура 72 аят 14).
Именно злые духи капыр-джинны вредят человеку, вселяясь в его душу, преследуя, совращая, побуждая к греховным поступкам и сводя с ума. Наиболее лёгкой добычей для джиннов являются люди, находящиеся в состоянии стресса, поскольку они становятся слабыми и в физическом, и в психологическом отношении.
Экзорцизм
Человека одержимого джиннами мусульмане называют дали или маджнун, и для того чтобы освободить его душу от мучающих недобрых джиннов, религиозные деятели прибегают к чтению святых молитв и закрепляют результат лекарствами народной медицины.
Понять, что в человека вселился джинн можно по нескольким признакам, самым существенным из которых является неожиданное отвращение к поклонению, омовению и молитве. Другим показателем слывёт беспричинное ухудшение здоровья, временное помешательство, потеря памяти, краткосрочный паралич, частая смена настроения, желание вступать в драки и находиться в темноте.
Экзорцизм в исламе – это шариатская рукъя, которая представляет собой воззвание к Аллаху об излечении человека по средствам Священного Корана или узаконенных молитв, передаваемых от Пророка Мухаммеда, его сподвижников и праведников религиозной общины уммы, или же через любую молитву, которая не противоречит шариату и не несёт плохого смысла.
Универсальным средством лечения одержимости, как впрочем, и всех остальных недугов, является Коран, об этом можно прочитать в суре «Фуссилат» (аят 44): «Скажи: для тех он (т. е. Коран), кто уверовал, — руководство к пути прямому и (средство) исцеления (духовного)».
Для проведения экзорцизма и возвращения человеку душевного спокойствия в Коране предусмотрены следующие суры: Аль-Фатиха, Аль-Бакара (1–5, 102-103, 163-164, 255, 285-286 аяты), Алю-Имран (18-19 аяты), Аль-Араф (54–56, 117–122 аяты), Юнус (21–82 аяты), Та ха (69 аят), Аль-Муминун (115–118 аяты), Ас-Саффат (1–10 аяты), Аль-Ахкаф (29–32 аяты), Ар-Рахман (33–36 аяты), Аль-Хашр (21–24 аяты), Аль-Джинн (1–9 аяты), Аль-Ихляс, Аль-Фаляк, Ан-Нас.
Рукъей или заклинанием от злых джиннов является приведённый имамом аль-Бухари хадис от Аиши, где она заявляла, что Посланник Всевышнего для излечения произносил: «С именем Аллаха! Почвою нашей земли! Слюной одного из нас! Дабы вылечился с помощью этого наш больной с разрешения Господа нашего!».
По мнению Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни данный хадис дозволено читать при всех без исключения болезнях.
Условия лечения
Для плодотворного влияния молитвы при изгнании джиннов необходимо неукоснительное соблюдение трёх условий. Во-первых, исцеление должно реализовываться при помощи речи Аллаха, его имён и атрибутов.
Во-вторых, все мольбы к Всевышнему следует произносить либо на арабском языке, либо на том наречии, которое хорошо понятно как лечащему, так и больному.
В-третьих, человек, которому оказывают помощь, должен безоговорочно верить в то, что Аллах через чтение аятов Корана и дуа, то есть молитв, произносимых Пророком Мухаммедом, поможет и вылечит его.
Исламский экзорцизм может проводиться как имамами в мечетях, так и народными целителями на дому.
Те же самые условия нужно учитывать при написании талисмана – сабаба, который призван заранее оградить человека от посягательства на него злых духов. Этот оберег должен быть написан на чистой бумаге чистыми письменными принадлежностями и содержать только понятные, искренние фразы, взятые из Корана или хадисов.
Альтернативная версия
Вместе с тем в исламском мире есть люди, отрицающие способность джиннов вселяться в человека, вредить ему, доводить до сумасшествия и говорить его устами.
К числу таких лиц относится учёный Юсуф Кардави, заявляющий, что утверждения об одержимости индивида бесами полный абсурд, поскольку из Корана, а именно из 17 суры 70 айята, следует, что Аллах сотворил человека Божьим рабом, наместником и властелином Земли: «…А наряду с этим Аллах почтил сынов Адама особенностями и достоинствами, которыми не обладают другие творения. Пусть же люди благодарят Того, кто осыпал их своими щедротами и защитил от несчастий!».
Исходя из этого смешно предполагать, что подчинив людям планету, Всевышний вместе с тем сделал их уязвимыми перед джиннами.
Читайте наши статьи на Дзен