Рай и Ад в исламе: чем они отличаются от христианских
В учении о загробном мире христианства и ислама, принадлежащих к числу авраамических вероисповеданий, имеются представления о Рае и Аде. В каждой из этих монотеистических религий сложилось собственное видение этих эсхатологических пространств.
Райский сад в исламе
В исламской традиции рай представляет собой вечноцветущий идиллический сад «ал-Джанна» (сад), куда после смерти попадают праведники. Этот живописный уголок является ничем иным как местом жительства Адама до грехопадения, а значит для мусульманина попадание в рай, ассоциируется с возвращением в состояние первого человека на Земле. Иными словами в исламе будущий рай соответствует раю первозданному.
Такое видение проистекает из того, что в Коране отсутствует учение о первородном грехе, зато отмечается, что каждый правоверный отвечает перед Всевышним только за свои прегрешения, и ни один из них не несёт на себе печать греха пророка Адама, который осознав его, покаялся и был прощён Богом.
Описание райского сада в исламе свидетельствует о том, что попавшим в него личностям уготовано непрестанное эстетическое и телесное наслаждение, «превышающее всякий ум». Доказательством этого служат слова исламского мистика Ибн Араби, который говорил, что «наивысшая из степеней рая – удовлетворение и успокоение».
Непременными составляющими мусульманского рая являются жемчужные дворцы из 70 комнат, в каждой из которых накрыт стол из 70 блюд и возвышается ложе на 70 постелей, на которых лежат 70 пленительных чернооких гурий, и где прислуживают 70 слуг.
В исламском рае Аллах появляется лишь для того, чтобы поприветствовать праведников и осведомиться нужно ли им ещё что-либо (Коран 36:58), в остальное время между ними нет контактов. Весь свой досуг обитатели эдема проводят за сексуальными, пищевыми и прочими наслаждениями.
Мусульманская религия предполагает попадание в рай только лишь после Суда и Воскресения.
Райский град в христианстве
В христианстве рай имеет образ града, поскольку Царство Божие не может находиться в месте, где согрешил Адам, из-за которого каждый приверженец этой конфессии несёт на себе частичку первородного греха. Согласно Библии после смерти праведник не возвращается в состояние первого человека, а стремится воссоединиться с Христом и войти в новый преображённый рай.
Этот град, где не бывает ночи, обнесён высокой стеной с 12 вратами, которые увенчаны ангелами, а от врат исходят покрытые золотом улицы.
Город, как местонахождение Эдема, выбран неслучайно, так как он является изобретением человека падшего, желавшего победить одиночество и через общение с другими людьми восполнить утраченное единение с Господом. Таким образом, уподобление Рая граду свидетельствует, что в христианстве сам человек соучаствует во спасении.
В отличие от исламского эдема град Божий не предназначен для отдыха с удовольствиями, в нём люди служат Господу и раскрывают свой творческий потенциал, присущий им как образу Божию: «Царство Божие не пища и не питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 27).
Для христиан смысл блаженного бытия в раю заключается в жизни с любимым и любящим Господом, а не в чувственных наслаждениях свойственных исламу. В христианском рае не выходят замуж, не женятся, а пребывают, словно Ангелы Божии на небесах (Мф. 22, 30).
Кроме того, для приверженцев данной религии близость к раю обусловлена не хронологией, а личностной близостью с Богом даже при земной жизни. Для них град Божий не столько конкретное место, сколько состояние души и тела.
Ад в исламе
В мусульманской религии ад, то есть место будущего наказания грешников и джиннов, именуется Джаханнамом. Этот страшный угол загробного мира, находится под мостом aс-Сират, ведущим в райские сады. Согласно исламу каждый умерший человек в день Суда должен будет пройти по нему и, если он в земной жизни был праведником или правоверным, то благополучно преодолеет его и поселится навечно в раю. В противном случае он упадёт в ад, представляющий собой огненную геенну (Коран 101.9), где специальные ангелы беспрестанно будут мучить связанные цепями тела грешников, предавая их жгучему огню, постоянно сдирая кожу, давая пить кипяток и гнойную воду.
В исламской эсхатологии в ад, помимо грешников, попадёт большинство женщин. Свидетельство тому слова Мухаммеда: «О собрание женщин! Подавайте милостыню, побольше просите о прощении, ибо я видел, что большинство из обитателей ада – это вы». На вопрос одной из женщин: «Почему?», он ответил: «Вы много проклинаете и неблагодарны к мужьям. Я не видел, чтобы у кого-то из обладающих разумом было больше недостатков в вере и уме, чем у вас» (Муслим, 1879).
Ещё одной отличительной чертой исламского ада является то, что даже самый отъявленный грешник-мусульманин после некоторого временного отрезка пребывания в нём по ходатайству Мухаммеда может переместиться в рай, чего никогда не произойдёт с иноверцем.
Христианский ад
Христианский ад представляет собой место осознанного наказания, куда попадает душа неверующего человека. Грешник пребывает в нём в сознательном состоянии (Лк 16:23-25) и его душа образно описывается как тело, имеющее уши, глаза, пальцы, память и язык.
Согласно прп. Макарию Египетскому, человек своим личностным выбором при земной жизни сам себя готовит к вечности ада, Бог не предпринимает никаких действий для того, чтобы он не попал в рай.
Ад в христианстве – это своего рода перевалочный пункт, где безбожники ожидают приговора Божьего Суда. А уже после вынесения негативного вердикта они отправляются отбывать своё вечное наказание в «огненное озеро», где горит неугасимый огонь и царит страдание.
Даже будучи в аду, нераскаявшиеся нечестивцы не будут лишены божественной любви, однако, в силу своей греховности они иначе будут ощущать на себе её силу. Как говорил прп. Исаак Сирин: «Мучимые в геенне поражаются бичом любви».
Читайте наши статьи на Дзен