Шубин: в какого «домового» верят шахтеры Донбасса
Напряженный труд, связанный с риском для жизни, обычно делает людей суеверными. Свои приметы есть у пожарных, циркачей и саперов. Желая обезопасить себя и привлечь удачу, шахтеры обращаются за помощью к особым мистическим созданиям – хозяевам подземного мира. Эти духи являются настоящими хранителями недр. Жители Донбасса, например, верят в существование Доброго Шубина, который может помочь честному горняку, предупредить его о надвигающейся опасности.
Профессиональный фольклор
В шахтерской среде бытует множество разных легенд и преданий. Профессиональный фольклор рабочих Алтая, Сибири, Урала и Донбасса – это отдельный пласт устного народного творчества, имеющий свои уникальные черты. Например, горняки Сибири и Алтая почитают Горного батюшку, уральцы – Хозяйку Медной горы, а на шахтах Донбасса, согласно поверьям, обитает Шубин. Его образ, описанный в ряде художественных произведений, уже долгое время интересует ученых-фольклористов.
Известный литературовед, профессор Калининского государственного университета Роман Гельгардт (1906-1982 гг.) посвятил шахтерским поверьям статью «Фантастические образы горняцких сказок и легенд (к типологической характеристике старого рабочего фольклора)», которая вошла в сборник научных работ «Русский фольклор. Материалы и исследования», изданный АН СССР в 1961 г. Ученый отметил, что вера шахтеров в могущество подземных духов была сильнее официальной религии. Например, в дореволюционное время многие сибирские рабочие не говорили: «Боже, помоги», они просили: «Дай, Горный».
Хозяевам недр, защищающим свои богатства, было принято оставлять различные подношения, чтобы задобрить их и заручиться поддержкой. Ведь духи могли не только помогать шахтерам и оберегать от беды, но и наказывать людей за проявленное неуважение или неблаговидные поступки. Иногда простые рабочие видели в хозяевах подземелий своих магических защитников от произвола владельцев шахт и местного начальства.
Р.Р. Гельгардт считает, что явное сходство мистических созданий из шахтерского фольклора с образами домовых и леших объясняется просто: большинство горняков было выходцами из русской крестьянской среды. Вот они и перенесли на хозяев подземных недр свои представления об обитателях потустороннего мира.
Кроме того, заметное влияние на профессиональный шахтерский фольклор оказали языческие верования коренных малочисленных народов, их легенды и предания о духах гор, которые самым причудливым образом переплелись с мифологией кладоискательства. То есть, в горняцком фольклоре русская вера в домовых соединилась с преданиями о духах конкретных местностей. А поскольку разработка полезных ископаемых сродни поиску и добыче кладов, то и мистические создания из шахтерского фольклора во многом напоминают духов – хранителей сокровищ.
Кто такой Шубин
Среди рабочих Донецкого угольного бассейна бытуют предания о самых разных созданиях, но главным из них, безусловно, является Шубин. Одни источники утверждают, что свое прозвище этот дух получил, поскольку все его тело покрыто густой шерстью. По другим данным, так называли рабочих, выжигавших в шахтах скопления взрывоопасного газа метана. В целях безопасности представители этой профессии носили вывернутые наизнанку овчинные тулупы. А в некоторых преданиях говорится, что Шубин – это фамилия реального горняка, погибшего в шахте. Якобы не упокоилась его душа с миром, и до сих пор блуждает по подземельям в виде призрака.
Чаще всего он является рабочим в виде пожилого коллеги, так что забойщики даже не догадываются, кто стоит перед ними. Но узнать Шубина можно – по ярко горящим глазам и крюку в руках, которым раньше таскали вагонетки. Если людям грозит смертельная опасность, подземный дух способен показаться в образе начальника и приказать немедленно покинуть шахту. К такой маскировке он прибегает, чтобы рабочие послушались его без промедления.
Честным и добрым людям Шубин, как правило, помогает, указывает на перспективную жилу, иногда сам трудится вместе с ними. А жадных и несправедливых руководителей может наказать, затопив шахту или устроив в ней обвал.
Некоторые люди увольняются с работы после встречи с предполагаемым Шубиным. Например, увидев в забое незнакомого рабочего, который потом исчезает невероятным образом. Такую встречу считают предупреждением тайных сил о грозящей опасности.
Рассказ о Шубине содержится в биографической книге «Никита Изотов» (Москва, 1989 г.) о знаменитом забойщике-стахановце. Ее автор – писатель и публицист Георгий Яковлев – упоминает подземного духа как сверхъестественного защитника представителей рабочего класса.
В уста пожилого шахтера Зубкова автор вложил такие слова: «Только люди байки-то от тяжкой доли придумывали. Бог, он не дюже помогает, так Шубина придумали».
Откуда он появился
Писатель и краевед Михаил Лебедь в своей книге «Горькое Жито Донбасса» (Москва, 2017 г.) привел предание о подземном духе, которое слышал от шахтеров еще в детские годы. По версии земляков автора, Шубин работал крепильщиком на одной из шахт, принадлежавших купцу Кадиеву, и жил в стихийно возникшем горняцком поселении, которое называлось Нахаловкой.
Кстати, крепильщики – это люди, которые в старину из толстых бревен возводили стойки, поддерживавшие своды шахты. От их работы напрямую зависела безопасность людей.
«Крутой и неуправляемый был этот человек, настоящий амбал. Злой был он, имел недюжинную силу, ужасный скандалист и горький пропойца, а матерщинник такой, каких ни до него, ни после не было и не будет. Бывало, если в забое что не по нраву ему окажется, аж закипит весь, распсихуется до того, что и прибить человека может», – таким Шубина запомнили при жизни другие горняки.
Однажды он даже повздорил с жадным владельцем шахты, который хотел сэкономить на безопасности своих рабочих, за такую дерзость крепильщик был оштрафован начальством. Затем в шахте случился завал, многие рабочие пострадали, а тела Шубина так и не нашли. Причем, одежда его и инструменты остались, сам же человек бесследно исчез.
Вскоре пошли среди горняков разговоры: якобы слышали, как кто-то невидимый ходит в забое, гремит инструментами, покашливает. Решили, что это не упокоенный дух Шубина обосновался в подземелье. Потом и на других шахтах стали поговаривать, что вроде бы видели призрак, предупредивший их о возможной опасности. Так и укоренилась в народе легенда.
Видимо, затем образ оброс фольклорными чертами в виде горящих глаз, мохнатой шкуры и козлиных копыт. Таким Шубин представлялся суеверным людям.
Мария Глубокая
Вообще, у многих старых шахт на Донбассе есть свои духи, подобные домовым. Иногда они даже женского пола. Например, М.Я. Лебедь привел в своей книге рассказ о Марии Глубокой.
Речь идет о простой девушке Маше, дочери горняка, которую обманул некий шахтер Алексей. Молодой мужчина, прибывший на заработки, скрывал от всех, что женат. Он увлекся местной красавицей, заморочил ей голову. А потом супруга сообщила в письме, что приедет к нему. Испугался Алексей предстоящего скандала и сбросил влюбленную в него девушку прямо в глубокую шахту: лишь бы жена ни о чем не узнала.
Стали поговаривать горняки, что видели призрак несчастной девушки, бродящей в забое в поисках предавшего ее возлюбленного. Так эту шахту и прозвали – Мария Глубокая.
«Коллеги» Шубина
Большое сходство с Шубиным имеет Горный батюшка, которого почитают шахтеры Алтая и Сибири. Он тоже часто появляется перед людьми в образе старика, помогает честным рабочим и наказывает несправедливых начальников.
Автор «Энциклопедии славянской культуры, письменности и мифологии» (Харьков, 2013 г.) Алексей Кононенко отметил, что в прежние времена мастера часто оставляли в укромных местах свои подношения Горному деду. Как правило, это был качественный табак с трубкой и водка.
Люди считали подземного духа таким же простым рабочим по своему происхождению, как и они сами. Поэтому и потребности хозяина недр соотносили с собственными.
Как и Шубин, Горный батюшка часто предупреждает людей о грозящей опасности. Он является хранителем земных богатств и может не допустить к ним неугодных старателей. Этот образ считается очень древним.
Профессор Р.Р. Гельгардт в своей вышеназванной статье написал: «В облике старика с седыми волосами представлялся и «хозяин земли» в сибирских культах хозяев природы и стихийных сил».
Не менее сложный и интересный образ – Хозяйка Медной горы (Азовка, Малахитница). В уральском фольклоре она предстает как прекрасная молодая женщина, по сути, выполняя те же функции, что и Горный дед или Шубин. Хозяйка распоряжается богатствами земных недр и хранит древние тайны. Иногда ее описывают как ящерицу, на голове которой сверкает корона.
Мифические животные
Многие специалисты отмечают сходство шахтерского фольклора с русской волшебной сказкой. Особенно, когда речь идет о мифических животных. Например, от горняков Донбасса писатели и фольклористы узнали легенду о фантастическом синем зайце, который обитает в заброшенных шахтах. Увидеть его удается лишь смелым и умным людям. Это существо олицетворяет собой не только профессиональную удачу, но и некую высшую справедливость.
А вот другие животные из горняцкого фольклора часто просто показывают избранным людям места богатых залежей полезных ископаемых. Это может быть олень с серебряным копытцем, лось с золотыми рогами или даже козел. Происхождение данной группы легенд специалисты объясняют тем, что шахтеры были выходцами из крестьянской среды, считавшими, что добиться успеха без помощи некой тайной силы просто невозможно.
Иногда легенды горняков переплетаются с рассказами кладоискателей о неких змеях или ящерицах, которые охраняют от посторонних глаз зарытые в землю драгоценности. Неслучайно, даже сама Хозяйка Медной горы иногда предстает перед людьми в образе коронованной рептилии.
Читайте наши статьи на Дзен