«Государево лаяние»: в чем заключалось странное наказание, существовавшее на Руси
«Государево лаяние» покажется большинству современных людей одним из самых странных наказаний, о котором они когда-либо слышали. Несмотря на то, что необычных наказаний на Руси хватало, «государево лаяние» стоит среди них особняком. Действительно необычно звучит: «Царь велел Панкратья лаять».
Суровые наказания
На самом деле на Руси существовало немало наказаний, которые могут показаться современному человеку и излишне жестокими, и, напротив, не слишком жестокими. А некоторые виды наказаний прошлого нынешним русским видятся попросту странными. Так, Иван Разумов, автор издания «Семья в Древней Руси», утверждает, что самым суровым наказанием для женщин долгое время являлось заключение в «дом церковный», то есть высылка в монастырь. Таким образом, например, если верить Уставу Ярослава, «отбывали срок» за содеянное детоубийцы. В связи с тем, что помещение в монастырь считалось своеобразной высшей мерой, родственники всячески пытались вызволить оттуда заключенную.
Особняком в области средневековых мер воздействия на провинившегося стоит и государева опала. Чаще всего, по словам автора издания «Церковно-пенитенциарная система в России XV–XVIII веков» Сергея Шаляпина, опала представляла собой изоляцию человека от активной общественной и профессиональной деятельности в целях обеспечения безопасности власти. Для бояр опала могла проявляться в разнообразных видах наказания: от выселения в имение до заключения в тюрьму. Татищев характеризовал опалу как предоставление государю выбора вида наказания. Лицо оставалось под страхом наказания или «в опале» до тех пор, пока правитель не выбирал меру или пока не следовало помилование.
Как лает государь?
Необычным можно назвать и другое «государево» наказание – «государево лаяние». О нем упоминают в издании «История государства и права России» Владимир Карташов, Станислав Егоров и Артем Иванов. По словам авторов, данный вид наказания заключался в том, что определенное, специально выделенное для этой цели лицо разражалось крепкой бранью (чаще всего матерной) в адрес того, кто был признан виновным в преступлении или проступке. Примечательно, что это самое лицо уполномочивалось именно государем. Отсюда и название наказания — «государево лаяние». Однако, если с первым словом все более-менее ясно, то остается непонятным, почему брань определялась как «лаяние».
Дело в том, что, если верить Борису Успенскому, автору труда «Язык и культура», глагол лаять раньше употреблялся не только в прямом значении, но и в значении «бранить, ругать». Отсюда, кстати, и понятный даже современным русским глагол «собачиться». По мнению Успенского, этот факт неудивителен, так как матерную ругань раньше считали «песьей бранью», то есть собачьим языком или точнее речевым поведением домашних животных. Иначе говоря, на Руси верили, что в тот момент, когда псы лаются, они ругаются нецензурными словами на своем языке. Поэтому Успенский и называет матерщину «переводом песьего языка на человеческий». Таким образом человек как бы имитирует собачий лай.
Проступки, за которые «лаяли»
В связи со всем вышесказанным наверняка любой житель Руси отлично понимал, о чем идет речь, если слышал словосочетание «государево лаяние». Мало того, русские знали, и за что подобное наказание можно было получить. Так, в издании «История государства и права России» С.А. Егорова приведена разрядная запись, согласно которой в 1583 году царь отправил в Новгород дворянина и «велел за то Панкратья лаять, что бил челом не по делу и велел Панкратью доправить за прогоны 30 рублей». Иными словами, упомянутое лицо наказали за неуместную челобитную. Дело в том, что служилые люди, то есть те, чьи фамилии не фигурировали в «Родословце», не имели права затевать местнические споры с родословными. Отступившие от данного правила подвергались наказаниям.
«Родословец» — это, как пишет А.А. Зимин в издании «Реформы Ивана Грозного», своеобразный справочник по вопросам «родовитости» феодальной знати. Историки справедливо считают «Родословец» вредной книгой, так как благодаря такому разделению люди действительно одаренные и талантливые не имели возможности проявить свои способности в полной мере. Например, знаменитые князья Волконские, имевшие успехи по службе, не входили в «Родословец», а потому нередко оказывались в списке незадачливых челобитчиков. Таких челобитчиков наказывали штрафами, тюрьмой, конфискацией имущества, битьем батогами, государевой опалой и «государевым лаянием».
Читайте наши статьи на Дзен