Из какого региона Африки происходили предки Пушкина на самом деле
Ни для кого не секрет, что у Александра Сергеевича Пушкина было частично африканское происхождение. Многие, исходя из этого знания, спешат заявить, что поэт-то, оказывается, африканец. Однако это совсем не так. В Пушкине была всего-то восьмая часть негритянской крови. В крайне склонном к расизму западном обществе таких людей называли специально выведенным словом – октороны. Это самая последняя стадия метисации, в большинстве европейских стран самого Пушкина еще бы признали «цветным», а вот его дети считались бы равноправными белыми членами общества. В России же никто не осуждал Пушкина за экзотическое происхождение, а связано это было с тем, из какого именно региона Африки пришли его предки.
Этнография народов Африки
В русском информационном поле Черному континенту традиционно не уделяется большого внимания, уж больно он от нас территориально удален, поэтому у многих россиян складывается впечатление, что вся Африка примерно одинаковая. На самом же деле это далеко не так. И речь тут идет не только и не столько о природных и климатических условиях (хоть и они очень разнообразны – пустыни, саванны, горы, джунгли), сколько именно о культурных и антропологических отличиях самих африканцев. Условно говоря, весь континент можно поделить на две большие и неравные части: Магриб и Черную Африку.
Территория Магриба раскинулась на севере материка, вдоль линии Средиземного моря. Там проживают преимущественно семитские и берберские народности. Регион существенно отличается от южной Африки, как в культурном, так и в этнографическом смысле. К слову, именно в этом уголке земного шара сохранилась последняя страна, где по-прежнему на законодательном уровне не запретили рабство. Речь идет о небольшом государстве кочевников Мавритании.
Южнее стран Магриба располагается та самая Черная Африка, населенная чернокожими негроидными народностями. Этот очень большой регион весьма неоднороден и пестр. Широкими мазками обозначим основные популяции Черной Африки. На самом юге материка традиционно проживали очень причудливые люди, относящийся к койсанской расе. Это те самые бушмены и готтентоты. Вероятно, это самая древняя человеческая раса, так как они оказались очень рано изолированы от иных людских популяции пустыней Калахари. Чисто анатомически они прекрасно адаптированы к условиям жизни в песках: у них есть предохраняющий зрение от пустынных бурь эпикантус (кожная складка на глазах, как у азиатов), умеренно темная кожа, а у женщин этих племен есть некий аналог верблюжьего горба – у них обильно накапливаются жиры в области ягодиц. Это позволяет сохранять полезные вещества и не только выживать в суровых условиях пустыни, но и выкармливать детей, не рискуя перегреться на солнце. В настоящее время людей койсанской расы осталось совсем немного, они живут, по сути, в каменном веке и разговаривают на странных языках с обилием щелкающих звуков.
В тропических лесах центральной Африки живут низкорослые пигмеи, их сейчас тоже осталось относительно немного, так как их истребляют соседние народности. Доминирующая часть континента населена так называемыми негроидами суданского типа. В наше время это самая многочисленная африканская раса, это связано с тем, что именно их чаще всего забирали в рабство и развозили по всему свету. У этих людей темная кожа, высокий рост, толстые губы и широкие ноздри (эти особенности позволяют им скорее охлаждаться через слизистые оболочки, что ценно в тропических условиях). Большинство из них происходят из популяций кочевников-скотоводов, массово заселивших африканские просторы в средние века. Как правило, они разговаривают на языках группы банту. Когда мы говорим о жителях Африки, то, как правило, речь идет именно о негроидах суданского типа.
А вот на северо-востоке Черной Африки проживают представители так называемой эфиопской (или, как ее еще иногда называют, восточноафриканской) расы. Именно из этого региона и происходят предки великого русского поэта. Эти люди заметно отличаются от иных африканских популяций: у них довольно светлая коричневая с красноватым оттенком кожа, узкие носы и губы, волосы кудрявятся, но порой попадаются и люди с прямыми локонами. Визуально они представляют собой переходную стадию между негроидами и европеоидами. Впрочем, население этого региона характерно не только внешними, но и заметными культурными особенностями.
Культура Эфиопии
В наше время Эфиопия – откровенно бедная, слаборазвитая страна. Но было так далеко не всегда. Начать стоит с того, что Эфиопия – единственное африканское государство, которое никогда не было европейской колонией. Хотя попытки завоевать страну периодически предпринимались, но окончились для белых итальянских завоевателей серией довольно позорных поражений в нескольких войнах. Страна долгое время была абсолютной монархией, возглавляемой царями из так называемой Соломоновой династии. Представители этого рода утверждали, что происходят именно от царя Соломона. Скорее всего, это не так, что, впрочем, не отменяет несомненной древности как династии, так эфиопской государственности. Эфиопская империя родилась на заре средневековья – в 970 году, а пала в результате проведенного местными сталинистами переворота в 1974 году. К слову, на момент своей погибели Эфиопская империя была самым древним непрерывно существующих государством на планете, но и она появилась не на пустом месте, ей предшествовало так называемое Аксумское царство (существовало со II по XI век).
Интересны и значительны были культурные достижения эфиопов. Так, например, еще за пятьсот лет до нашей эры они разработали собственную систему письма. Чисто визуально эта письменность выглядит довольно причудливо. Например, слово «Эфиопия», записанное на этом алфавите, выглядит следующим образом — ኢትዮጵያ.
Исторически русские власти традиционно с симпатией относились к Эфиопской империи. Чем же обусловлено это довольно странное взаимное уважение, связывающие две такие непохожие и такие далеки страны? Разумеется, религиозным единством. Это в наше время мало кого можно удивить христианской страной в Африке, а в петровские времена такого даже и потенциально не могло быть. Связано это с тем, что массовая колонизация черного континента европейцами началась довольно поздно – лишь в XIX веке, тогда же началась и миссионерская деятельность. Христианство, распространенное преимущество на юге Африки, проникло в этот регион совсем недавно. А вот арабы много раньше европейцев проявили интерес к континенту, поэтому значительная часть северной Черной Африки испытывала мощное культурное явление арабского мира и придерживалась ислама. Фактически, Эфиопия была единственной христианской страной региона, окруженной мусульманами и язычниками. Существует довольно устоявшаяся точка зрения, что эфиопы, якобы, исповедуют православие. На самом деле это не совсем так. Они принадлежат к собственной очень древней и изолированной от других церкви, которую правильней было бы сравнивать не с русским православным христианством, а с, например, армянской апостольской церковью.
Верность идеалам христианства вызывала уважение у набожных русских правителей, поэтому отношение к далекой Эфиопии было стабильно теплым. Соответственно, и далекий предок Пушкина воспринимался русским дворянством не как какой-то дикарь из далекой жаркой страны, а как выходец из экзотической и древней христианской державы.
Читайте наши статьи на Дзен