Гетман Мельниска: принял ли Богдан Хмельницкий ислам
Знаменитый гетман Богдан Хмельницкий был человеком неординарным — хитрым политиком, талантливым полководцем и поистине гениальным дипломатом. Он умудрялся сидеть на нескольких стульях сразу — и с поляками дружить, и России присягнуть, и иметь прекрасные отношения с Османской империей. Восточные хронисты прямо пишут, что лидер казацко-крестьянской освободительной войны был скрытым мусульманином.
Хмельницкий в плену
В 1824 году вышел труд польского историка «Выписки из турецкой истории», в котором есть гравюра с изображением Богдана Хмельницкого. На ней лидер казацкого восстания и национальный герой Украины совершает намаз с татарским ханом. Аналогичный рисунок кисти Василия Смирнова есть и в «Истории Крымского Ханства».
Биография гетмана гласит, что осенью 1630 года молодой Богдан вместе с отцом участвовал в битве под Цецорой, на стороне Речи Посполитой. В бою с татарами старший Хмельницкий погиб, а его сын храбро бросился на вражеские сабли. Богдан выжил, но попал в плен. Два года пленник провел в стамбульском квартале Касим-паша, где его использовали как переводчика.
В детстве Хмельницкий получил отличное образование и вовремя пребывания в Стамбуле завел там много влиятельных друзей. До наших дней дошла личная переписка гетмана с командиром янычарской гвардии Бекташ-агой. По османским традициям только свободный человек мог уверенно чувствовать себя среди мусульман и заводить настолько авторитетных приятелей. Волю пленнику из Речи Посполитой могло обеспечить его обращение в ислам.
Турецкая хроника
Возможно, он поменял религию, чтобы облегчить свою участь и беспрепятственно вернуться на родину. Однако в России он никогда этот факт не афишировал. В турецкой летописи Мустафы Наима «Цветник Гюссейна в изложении событий Востока и Запада» есть, в частности, фрагмент, в котором описывается обращение Богдана Хмельницкого в ислам, еще до начала освободительной войны 1648-1654 годов. Мустафа Наим писал, что в плену казак принял Аллаха, но на родине не проповедовал его и держал свою веру в тайне.
В «Цветнике Гюссейна» фигурирует также информация о том, что в ходе переговоров с крымскими татарами Хмельницкий заявил им о своем исповедании ислама. Хан не поверил, но казак совершил с ним вечерний намаз и певческим голосом прочитал Коран. Казаки же, прознавшие, что их лидер приверженец Мухаммеда, восстали против него. Однако Хмельницкий уговорами и лживой присягой успокоил бунтовщиков.
Удостоился чести стать мусульманином
Крымско-татарский летописец Мехмед Сенаи описывал события в стране Лехистан (Речь Посполитая), где началась вражда поместных дворян с неверными Озю-казагы (запорожскими казаками), которые живут на границе с Крымом. Военачальник запорожцев, гетман по имени Мельниска (Хмельницкий): «…Взлелеял в душе желание удостоиться чести стать мусульманином, а так как он истый борец, способный служить Аллаху вечно, то, возможно, он и станет мусульманином».
Хронист пишет, что Мельниска выбросил из сердца враждебность к исламу и прислал к хану послов, которые жаловались на притеснения со стороны ляхов. Гетман просил помощи и прощения за прошлые обиды. В турецкой и крымской летописи указывается, что приверженность Хмельницкого к исламу проявляется при его общении с крымским ханом Исламом Гиреем.
Когда татары предали казаков в 1651 году в битве под Берестечком, гетман не порвал с ними, он продолжил дружбу с Исламом Гиреем и сильно расстроился, когда тот умер через три года.
Гетман вероотступник
Сведения о том, что вожак казаков сменил веру, сохранились и в европейских источниках. Хронист и врач Лукаш Климовский писал, что на Хмельницкого жаловался киевскому митрополиту Сильвестру Косову польский король. Глава церкви рассылал по стране письма, в которых говорилось о том, что Хмельницкий вероотступник.
Во время московско-польских переговоров 1653 года послы Речи Посполитой убеждали москвичей, что казацкий гетман «басурманин». В доказательство приводился факт военной помощи крымских татар казакам, за которую Хмельницкий разрешал мусульманам набирать рабов из украинских деревень. Возможно, это было целенаправленной политикой предприимчивого гетмана, который пытался выжить в сложных для него политических условиях.
Летопись «Самуила Величко» повествует, что в 1653 году Богдан Хмельницкий послал к полякам киевского полковника Антона Ждановича. Последний должен был уверить противника в намерении гетмана присягнуть османскому султану и стать мусульманином.
Слухи о своем «басурманстве» хитрый Хмельницкий использовал для давления на Варшаву и Москву. Может быть, намаз с ханом и был театральной постановкой, но в то же время он читал Коран на арабском, хорошо знал распевы, к тому же, по словам турецких хронистов, принял ислам еще в молодости. Жизнь Хмельницкого свидетельствует о его колебаниях при выборе идеологических и политических ориентиров. А, значит, почему бы ему не «шататься» и в вопросах веры.
Читайте наши статьи на Дзен