Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2014-05-02 14:56:33

Здесь любили герои романов

На улице весна. Природа оживает после холодных дней. И не хочется сидеть дома. Как никогда тянет прогуляться по старинным паркам, тенистым аллеям русских усадеб. Вдохнуть в себя воздух «истории». Вспомнить строки русских классиков. И побродить там, где бродили великие писатели и их герои. Редактор «Кириллицы» погрузился в романтический мир русской усадьбы.

«Русская усадьба – это целый мир, целая эпоха, колыбель русских поэтов, художников, писателей, ученых. Она вдохновила, вскормила, воодушевила Пушкина, Тургенева, Репина».

Каждая усадьба не похожа на другую. Но есть и то, что их объединяет. Символом русской усадьбы стали липовые аллеи, вековые дубы, простор.

А.С.Пушкин — Имение Братцево

К сожалению, имение не было прототипом усадьбы из повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка». Но стало таковым в веке XX. Именно здесь был снят одноименный фильм, а также «О бедном гусаре замолвите слово» и многие другие киноэпопеи. О теще господина Кологривова, очередного владельца усадьбы упоминает грибоедовский Молчалин в «Горе от ума», а княгиня Наталья Петровна Голицына была прообразом «Пиковой дамы» у А. С. Пушкина.

Рядом по соседству с другой стороны усадьбы расположен уникальный памятник природы – так называемый “Сходненский ковш”, в древности здесь упал гигантский метеорит.

Из истории

Имение Братцево служило своего рода свадебным подарком-откупом графа А.С. Строганова его бывшей жене, уличённой графом в измене.
При усадьбе располагались обширный хозяйственный двор с бытовыми постройками, погребом, поварней, постоялым двором, конюшней, домиками для прислуги и летним деревянным домиком для отдыха.

На втором этаже дома над куполом располагалась библиотека графа, насчитывающая много томов российских и зарубежных изданий.

Библиотека была отделана лучшими мастерами Оружейной палаты, во главе которой стоял тогда Хитрово.

Следует отметить, что боярский двор стоял не на месте нынешней усадьбы, а в полукилометре от неё, рядом с церковью и деревней (то есть у нынешней детской больницы); на холме же, где расположена современная усадьба, вплоть до начала XIX века рос лес, спускавшийся к самой реке Сходне.

До настоящего времени сохранились двухэтажный главный дом (крестообразный, с портиком и увенчанный бельведером с куполом — по образцу виллы Ротонда Палладио) и 10-колонная беседка-ротонда «Миловид» («храм Екатерины II»), флигель и парк английского (пейзажного) типа. Сохранившиеся ампирные росписи сделаны несколько позже, в 1830—1840-х годах.

«Миловид» — единственная сохранившаяся в Подмосковье 10-ти колонная беседка-ротонда.

Знаменитый жилец

Летом 1866 года в селе жил И. И. Шишкин. На основе этюдов, написанных в Братцеве, он в 1869 г. закончил картину «Полдень. Окрестности Москвы», которая принесла ему известность и была приобретена П. М. Третьяковым.

Последним владельцем Братцева был директор Исторического музея, егремейстер двора князь Николай Сергеевич Щербатов. При нём была построена водонапорная артезианская башня (1898), сохранившаяся до сих пор, каретно-ремонтные сараи (ныне гаражи), устроено телефонное сообщение с Москвой, открыта начальная церковно-приходская школа (1888).

В 1891 году была заново расписана церковь в стиле XVI века палехскими иконописцами Иваном и Дмитрием Париловыми.

К сожалению, до нашего времени церковь дошла с большими утратами.

И хоть сейчас от былого великолепия осталось не так много, а саму усадьбу плотным кольцом окружает МКАД, любому приезжающему сюда стоит лишь заткнуть уши, как он погрузится в XIX век.

Л.Н.Толстой – Богородицкая усадьба

Каждый из нас, читая «Анну Каренину» Льва Толстого, неизменно — мысленно — посещал усадьбу Алексея Вронского, где он проводил время с главной героиней романа. Мало кто знает, что на тульской земле сохранилась усадьба, которая стала прототипом имения Вронских в Воздвиженском.

Поклонники творчества Л.Н. Толстого могут открыть для себя еще один уголок, где можно отдать дань творчеству великого русского писателя. Городок Богородицк и усадьба Бобринских в какой-то момент вдохновили Льва Николаевича…

В итоге великолепный дворец, именуемый в народе тульским Петергофом, стал прообразом усадьбы Вронских.

Чтобы увидеть красоту тульского Петергофа нужно проехать от Москвы чуть более двухсот километров …и погрузиться в золотой век Екатерины Великой.

«…А вот сейчас ты увидишь дом. Это еще дедовский дом, и он ничего не изменен снаружи.
– Как хорош! – сказала Долли, с невольным удивлением глядя на прекрасный с колоннами дом, выступающий из разноцветной зелени старых деревьев сада.
– Не правда ли, хорош? И из дома, сверху, вид удивительный…»

                                                                                                       Л.Н. Толстой (Анна Каренина)

Реальная история богородицкой усадьбы не менее интригующая. Она была пожалована Екатериной II Алексею Григорьевичу Бобринскому (1862 — 1813) – плоду любви императрицы и её фаворита Григория Орлова. Сам дворец был построен в стиле строгого классицизма на высоком берегу пруда на остатках земляных валов старой крепости архитектором Иваном Егоровичем Старовым (1745 – 1808).

Сегодня на территории богородицкой усадьбы расположился музей, в котором по крупинкам воссоздали интерьеры того времени, однако многое было утеряно.
Исчез грот усадьбы, разрушены многие строения и прекрасный сад, созданный руками выдающегося агронома Андрея Тимофеевича Болотова (1738 — 1833).

Болотов спроектировал и разбил в усадьбе один из первых в России пейзажных парков, используя новейшие европейские достижения в области, которую мы теперь называем ландшафтным дизайном.
В короткое время безлесные холмы, спускающиеся к большому пруду, преобразились до неузнаваемости: зазеленели рощи, засеребрились зеркала прудов.

Болотов создал ряд прекрасных, живописных мест, любовно отделывал каждую деталь. Имелось здесь несколько водопадов, в том числе великолепный большой каскад, который с ревом сбегал по береговому откосу.

Вообще повсюду в парке гостей ожидали разнообразные сюрпризы. Например, «Дом Эхо» — каждое слово, произносимое с определенного места напротив здания, повторялось с необыкновенной ясностью, удивляя и восхищая посетителей.

Крупный парк обычно является плодом совместного творчества специалистов многих профессий. Болотов почти все сделал сам, опираясь на труд крестьян. Сказалась его необычайная разносторонность. Парк был создан всего за 2 года с 1784 по 1785 годы.
Современники были о нем высокого мнения, и называли его жемчужиной здешнего края.

И.С.Тургенев – Спасское-Лутовиново

Имение Спасское, владение матери И.С.Тургенева, Варвары Петровны, принадлежало роду Лутовиновых с 16 века. Великий русский писатель провел здесь свои детские годы, подолгу гостил и работал в имении до самой смерти. Спасское помнит встречи Тургенева с Некрасовым и Львом Толстым.

В 1906 году главный дом усадьбы сгорел, сохранившиеся усадебные постройки ветшали. Имение сильно пострадало во время Великой Отечественной войны.
Мавзолей Лутовиновых был отреставрирован в 1970-80-х гг. В начале 1970-х был восстановлен и сгоревший главный дом. К сожалению, новый объем дома не вполне соответствует оригиналу, ни по отделке интерьеров, ни по набору помещений. Но главное – сохранился дух, царивший в усадьбе при жизни писателя и вдохновивший его на творчество.

Из истории

Главный дом и строения усадьбы окружены старинным парком.

Он был разбит на рубеже XVIII-XIX веков основателем Спасской усадьбы И. И. Лутовиновым.
И.С.Тургенев описывает его в романе «Новь»:

«То был прадедовский чернозёмный сад, какого не увидишь по сю сторону Москвы».

Парк в Спаском-Лутовинове, безусловно, являл собой один из лучших образцов русского усадебного садово-паркового искусства конца XVIII —начала XIX веков. Сад разбивался в английском вкусе, с регулярным парком, яблоневыми садами, оранжереями, фруктовыми полянами, лабиринтами извилистых дорожек-змеек.

Со времени основания парка сохранилось около 2000 вековых и двухсотлетних лип, ясеней, елей, дубов, серебристых тополей и деревьев других пород, характерных для средней полосы России.

Каждый уголок парка связан с памятью о Тургеневе. Его любимая скамейка стоит на берегу Большого Спасского пруда; беседка, образованная кольцом лип, описана в романе «Рудин»; аллея, посаженная сами писателем во время ссылки, ведёт к другой такой же беседке в глубине парка. В повести «Пунин и Бабурин» Тургенев вспоминает о первых детских восторгах, которые он испытал здесь, слушая чтение поэмы М. Хераскова «Россиада». Восхищение красотой парка звучит на страницах повестей «Фауст», «Призраки» и многих других произведений писателя.

Именно в Спасском Тургенев испытывал особенный творческий подъём и вдохновение, он признавался:

«Пишется хорошо только живя в русской деревне. Там и воздух-то как будто «полон мыслей»!.. Мысли напрашиваются сами».

А.П.Чехов — Мелихово

«Душа моя так и рвется из Москвы» (А.П.Чехов)

Как писал сам А.П.Чехов, лучшее время в усадьбе – это весна:

«Лучшее время у нас – конец апреля и май, когда распускаются леса… В деревне теперь хорошо: не только хорошо, но даже изумительно. Весна настоящая, деревья распускаются, жарко. Поют соловьи и кричат на разные голоса лягушки. У меня ни гроша, но я рассуждаю так: богат не тот, у кого много денег, а тот, кто имеет средства жить теперь в роскошной обстановке, какую дает ранняя весна».

Любой приезжающий в Мелихово не просто посещает любимое место писателя, источник его вдохновения, но и сам проникается его настроением и взглядами на мир, его отношением к людям и к жизни, здесь временная прослойка между писателем и «гостем» исчезает.

На территории усадьбы есть флигель, построенный писателем в 1894 г. для размещения гостей и ставший местом его литературной работы. Именно в нём была написана «Чайка».

Вообще более сорока произведений было написано Чеховым в Мелихове — «Остров Сахалин», «Палата № 6», «Моя жизнь», «Дом с мезонином», «Человек в футляре» и «Дядя Ваня».

А.Н.Островский — Щелыково

Щелыково — старинная русская усадьба. Само Сельцо Щелыково расположено на горе. С трех сторон (западной, южной и восточной) оно окружено лесом и только с одной северной стороны — пахотной землей, полосы которой спускаются к речке Сендеге.

Главное здание усадьбы — старинный барский дом:

«Господский дом… деревянный, окрашен серой краской, с четырьмя колоннами, двумя крыльцами,… задний фасад обращен в сад, с террасой, перед которой разбит цветник».

Островский впервые приехал в Щелыково во второй половине дня 1 мая 1848 года. Вечером следующего дня он уже вносил в дневник свои непосредственные впечатления.

«С первого разу, — записал Александр Николаевич, — оно мне не понравилось… Нынче поутру ходили осматривать места для дичи. Места удивительные. Дичи пропасть. Щелыково мне вчера не показалось, вероятно, потому, что я построил себе прежде в воображении свое Щелыково. Сегодня я рассмотрел его, и настоящее Щелыково настолько лучше воображаемого, насколько природа лучше мечты».

Талант А.Н.Островского раскрылся именно в усадьбе Щелыково. Там были написаны его знаменитые произведения «Лес», «Последняя жертва», «Волки и овцы», «Бесприданница», сказка «Снегурочка».

Новая усадьба пришлась по душе всей семье Островских. Весьма довольный купленным имением, Николай Федорович (отец писателя) сделал его своей временной (летней), а потом, по-видимому с 1851 года, и постоянной резиденцией.

Щелыково оказывало и на драматурга действие благотворное и целительное. Чистейший ароматный воздух, тишина, девственная природа успокаивали нервы, оздоровляли тело, рассеивали тревоги и заботы.

В тяжёлые годы драматург писал Н. Я. Соловьеву:

«Здоровье мое… в незавидном положении. Одна надежда на Щелыково, только бы как-нибудь дотянуть до весны.»

Щелыково в большинстве случаев оправдывало надежды. Как ни тяжела была работа, но жизнь в деревне, прогулки, рыбная ловля отвлекали от жизненных невзгод, восстанавливали силы. Но работы не убывало. В Щелыкове редко бывали дни, когда там жила только семья драматурга. Будучи человеком общительным и влюбленным в свою усадьбу, Островский настойчиво приглашал друзей в гости, а они охотно откликались на эти приглашения. 

Называя Щелыково «костромской Швейцарией», драматург говорил, что «лучшего уголка не сыщешь нигде, и удивлялся на людей, едущих за границу искать красот природы, когда их так много у нас дома».

Для брата, совладельца усадьбы М. Н. Островского, был построен дом, впоследствии получивший название «гостевой», поскольку Михаил Николаевич приезжал в Щелыково нечасто, и в этом доме поселяли гостей. Дом этот в настоящее время не сохранился.

В дни именин хозяина усадьбы и членов его семьи парк украшался цветными фонарями. Около дома ставили световые плошки и зажигали ракеты. Освещенная усадьба в лесном мраке казалась сказочной. К этим дням приноравливались театральные постановки, на которые сходились жители близлежащих деревень. Спектакли ставились в сенном сарае на лугу, за прудом или в риге. В них принимали участие гости Щелыкова, Мария Васильевна, крестьяне и прислуга. Щелыковские спектакли неизменно пользовались большим успехом.

Здесь же и умер писатель, и был похоронен на погосте церкви Николо-Бережки. В доме Островского («Старый дом»), прекрасно сохранившемся, теперь музей драматурга.

После смерти Островского, Щелыково стало местом своеобразного культурного паломничества театральных деятелей, прежде всего — из Малого театра, символом которого драматург является до сих пор.

Актеры Малого проводили лето в домах и пристройках имения драматурга, в близлежащих деревнях. С 1928 года Щелыково официально становится Домом отдыха Малого театра.

Анастасия Некрасова

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: